буддизм
фотографии
творчество
путешествия
кто здесь
RSS
справочник
разное
переводы
истории
личный опыт

/

(опубликовано 30.08.2012)



Деяние Десятое


Достижение Просветления


Существует четыре уровня медитационной концентрации — Самадхи — и из них наилучшими для практики проникающего видения — Випашьяны — считаются первый и четвертый. В одном из текстов Будда описывает процесс достижения Просветления и проходит все уровни медитационной концентрации, удаляя завесы ума одну за другой.

«

И вот, приняв плотную пищу и приобретя силу, без чувственных желаний и злых мыслей я достиг и пребыл в первом трансе радости и удовольствия, возникающем от уединения и объединенном с раздумьем и обнаружением. Тем не менее возникшее тогда приятное ощущение не сломило мое сознание.

Когда я прекратил раздумье и обнаружение, я достиг и пребыл во втором трансе радости и удовольствия, возникающем от сосредоточения, сопровождающемся внутренней ясностью и закрепляющем сознание на одной точке, без раздумья и обнаружения.

С невозмутимостью по отношению к радости и отвращению я пребывал внимательным и в сознании и испытал телесное удовольствие, которое благородные описывают как «пребывание невозмутимое, внимательное и счастливое», и достиг третьего транса и пребыл в нем.

Отказавшись от удовольствия и отказавшись от боли, вплоть до исчезновения восторга и уныния, я достиг четвертого транса и пребыл в нем, а в нем нет ни боли, ни удовольствия, но есть чистота внимательности и невозмутимости.

»



Далее, находясь в этом абсолютно спокойном и чистом состоянии ума, Будда вспоминает свои прошлые жизни.

«

Так с сознанием сосредоточенным, очищенным, незапятнанным, лишенным загрязнений, гибким, ловким, твердым и неуязвимым я направил свое сознание на знание воспоминаний о моих прежних существованиях.

Я вспомнил многие предшествующие существования: одно рождение, два рождения, три, четыре, пять, десять, двадцать, тридцать, сорок, пятьдесят, сто, тысячу, сто тысяч рождений; многие циклы распада вселенной, многие циклы ее развертывания, многие циклы ее распада и развертывания. И вспомнил, как там меня звали, к какому я при надлежал роду, какого был цвета , чем зарабатывал на жизнь, какие удовольствия и боль переживал, каков был конец моей жизни. Умерев там, я рождался в другом месте. И так я вспомнил многие мои бывшие существования с их частными способами и подробностями.

Это было первое знание, которое я приобрел в первую стражу ночи. Невежество было рассеяно, возникло знание. Мрак был рассеян, возник свет. Так бывает с тем, кто пребывает бдительным, напряженным и решительным.

»



Далее Будда направил свой внутренний взор на суть явлений, и постиг закон причины и следствия.

«

Так с сознанием сосредоточенным, очищенным, незапятнанным, из которого ушли загрязнения, гибким, ловким, твердым и неуязвимым я направил свое сознание на гибель и перерождение существ.

При помощи божественного, очищенного, сверхчеловеческого зрения я видел, как существа гибнут и возрождаются низкими или высокими, хорошего или дурного цвета, в счастливых или несчастных существованиях в соответствии с их кармой. Те существа, которые живут дурной жизнью по своим деяниям, словам или мыслям, кто плохо говорит о благородных, с ложными взглядами, приобретающие карму через свои ложные взгляды, при распаде тела после смерти перерождаются в жалком и страдающем состоянии в аду. Но те существа, которые живут хорошей жизнью по своим деяниям, словам или мыслям, кто не говорит плохо о благородных, с правильными взглядами, приобретающие карму через свои правильные взгляды, при распаде тела после смерти перерождаются в счастливом состоянии в небесном мире...

Это было второе знание, которое я приобрел во вторую стражу ночи...

»



В последнюю — третью — стражу ночи Будде открылись Четыре Благородные Истины: всё в мире есть страдание; причина страдания – это жажда бытия, ведущая человека от перерождения к перерождению; существует способ прекращения страданий; способ этот – Восьмеричный Путь, состоящий из правильного понимания, правильной мысли, правильной речи, правильных действий, правильного образа жизни, правильных усилий, правильной памяти и правильной медитации. Восьмеричный Путь символически предстает в виде Колеса Дхармы с восемью спицами.

Далее был постигнут всеобщий принцип причинно-зависимого происхождения: неведение является причиной стремлений, стремления активизируют сознание, сознание с семенами стремлений приводит к созреванию имени и формы, имя и форма или ментальные действия, в свою очередь, формируют чувственные опоры, т.е. шесть органов чувств, благодаря которым возникает cоприкосновение с объектами мира, т.е. встреча объекта, органа чувств и чувственного сознания, это соприкосновение явится причиной возникновения ощущения, результатом ощущения будет жажда или желание, которое неизбежно превращается в привязанность или хватание, попытку удержания, которая заканчивает процесс формирования cуществования, в результате же существования происходит рождение неизбежно ведущее к старению и смерти.

И когда изначальное неведение, наконец, было полностью устранено, перед ним засиял свет нерушимого покоя Великого Освобождения — состояния полного и окончательного Просветления. В этот момент Сиддхартха Гаутама, царевич из рода Шакьев исчез, и в мире появился Будда.

Слово «Будда» происходит от санскритского термина «бодхи», что значит «пробуждение», т.е. пробуждение от сна неведения. Тибетское слово, которым называют Будду, «сангье», состоит из двух корней. «Санг» означает полностью очищенный, и «гье» - полностью раскрывшийся, расцветший. Это указывает на состояние полной очищенности от всех загрязнений и раскрытие всех внутренних качеств ума. Все яды ума и все завесы удалены, а мудрость и сочувствия развиты в совершенстве.

Другие синонимы Будды это — Татхагата (Так Пришедший, или Так Ушедший, иногда — Пребывающий в Таковости, т.е. понимании истинной сути явлений), Бхагаван (Благословенный), Сугата (Правильно Идущий). Будд называют «Победоносными», потому что они победили все завесы и загрязнения, символически представляемые свирепой армией Мары. «Львами среди Людей», потому что они возвышаются над людьми так же, как львы — над другими животными. «Лампами или Светильниками Миров», потому что Будды приходят в те времена, когда свет Дхармы угасает и все существа блуждают во тьме невежества.


Ссылки

Все записи

  

© 2011 Оксана | кто это?