буддизм
фотографии
творчество
путешествия
кто здесь
RSS
справочник
разное
переводы
истории
личный опыт

12 Деяний Будды /

(опубликовано 30.08.2012)



Деяние Одиннадцатое


Поворот Колеса Дхармы


Достигнув Просветления, Будда сначала сомневался, стоит ли ему преподавать Учение. Есть ли в мире существа, способные понять его? Эти сомнения часто описывают, как очередное искушение Мары.

«

Посредством мучительных усилий обрел я это,
Но не стану провозглашать;
Ведь осажденные страстью и ненавистью
Не обратятся охотно к этому Учению.
Это Учение прекрасное, против течения,
Тонкое, глубокое, трудно увидеть,
Они не увидят его, охваченные страстями,
За сгустившейся покровом тьмой.

»



Тогда Брахма Сахампати, зная, какие мысли появились в сознании Будды, подумал: «Поистине мир рушится, поистине мир идет к распаду, поскольку сознание архата Татхагаты, полностью просветленного, обращается к бездействию, а не к наставлению в Дхарме». Тогда он исчез из мира Брахмы и явился предо Буддой. Закинув край одежды на плечо, он опустил перед ним сложенные руки и сказал: «Пусть почтенный Господин будет учить Дхарме, пусть Сугата будет учить Дхарме. Есть существа, в которых мало скверны, и они пали, поскольку не слышали о Дхамме».

Поняв просьбу Брахмы и жалея существа, Будда оглядел мир своим внутренним зрением и увидел существ, в которых было мало скверны и много скверны, с обостренными или притуплёнными способностями, в хороших или плохих условиях; некоторых из них было легко обучать, а некоторых — трудно; и некоторых увидел также, переживающих опасности и совершающих проступки, которые влияют на будущую жизнь.

Так Будда принял решение учить Дхарме и после некоторых размышлений решил, что его первыми учениками будут те самые пять монахов, вместе с которыми он ранее практиковал аскезу. Своим всевидящим зрением Будда увидел, что они находятся в Бенаресе (Варанаси) в Оленьем Парке, и направился туда.

Пять монахов, увидев Будду, идущего издалека, сначала решили, что не будут даже приветствовать его. Но когда он приблизился, они были настолько поражены его видом, что не смогли выполнить свое решение. Один из них подошел и взял у Будды чашу и одежды, другой приготовил ему место, а третий поставил воду, чтобы Будда вымыл ноги. И тогда они обратились к нему по имени, и назвали его «друг» . На это он отвечал:

«

Монахи, не обращайтесь к Татхагате по имени и не называйте его «друг». Я архат, Татхагата, полностью просветленный. Слушайте, монахи, я достиг бессмертия, я наставляю, я обучаю Учению. Если вы будете жить согласно этим наставлениям ради того, из-за чего родовитые юноши должным образом уходят из дома к бесприютной жизни, вы уже в этой жизни постигнете благочестивую жизнь, полностью осуществите ее и пребудете в ней

»



Так он наставляет их и, таким образом, они становятся первыми членами Сангхи – буддийской монашеской общины, а Будда первый раз поворачивает Колесо Дхармы. Кроме аскетов Будде внимали еще олень и лань, жившие в этой роще. Поэтому изображение пары оленей также становится символом Просветления, а их позолоченные статуи возле Колеса Дхармы украшают крыши буддийских храмов.

Просветленный, его Учение и его Община (Будда, Дхарма, Сангха) являются Тремя Драгоценностями буддизма, духовным прибежищем всех верующих.

На протяжении сорока пяти лет Будда странствовал по Северной Индии, приобретая все большее количество последователей.

В сутрах много говорится о том, как и богатые люди и даже крестьяне, движимые благочестием, устраивали угощение для Будды и всей его Общины, хотя надо было накормить свыше двух тысяч человек. Богатый купец Анатхапиндада подарил сангхе рощу близ города Шравасти. Там Будда и его монахи часто останавливались. Сангха быстро росла и если верить сутрам, ее численность достигла 12 500 человек. Из числа первых монахов выделились самые выдающиеся ученики Будды: Ананда, Кашьяпа, Шарипутра, Маудгальяяна, Субхути и другие.

Позже была создана и женская община. Одна из вероятных историй ее возникновения такова: однажды Ананда проходил мимо колодца и ему захотелось напиться; он увидел девушку и попросил у нее воды. Девушка была из низкой касты и сказала об этом Ананде. Он ей отвечал, что перед Учением все равны и привел слова Благословенного:

«

Подобно тому, как великие реки Ганг, Ямуна, Ачиравати, Сарабху, Маху, вливаясь в океан, утрачивают свое прежнее имя и все вместе носят общее название океана, точно так же и вы, ученики мои, принадлежа к одной из четырех каст, утрачиваете ваше прежнее происхождение, раз вы признали Учение.

»



Услышав это, девушка приняла Учение и так кроме монахов (бхикшу) появились и монахини (бхикшуни).

Согласно другой версии первой монахиней стала Махападжапати — тетя Сидхартхи, ранее бывшая одной из его нянек, а к тому времени овдовевшая. Она пришла к нему в парк Нигродха и попросила, чтобы женщинам позволили оставлять мир, следуя Дхарме и Винае (Учению и Уставу) Татхагаты. Будда трижды отказал ей и вернулся в Весали. Тогда Махападжапати обрезала волосы, надела желтые одежды и последовала за ним вместе с другими женщинами из шакьев. Они явились с опухшими ногами, покрытые пылью, и Ананда обнаружил их плачущими за дверями. Он встретил их и передал их просьбу Будде, который снова трижды отказал им. Тогда Ананда сказал: «Способна ли, Господин, женщина, ушедшая из дому к бездомной жизни в учении и уставе, что провозглашены Татхагатой, познать плод Входа в поток, или Единичного возвращения, или Невозвращения, или Архатства?»«Женщина способна, Ананда» — отвечал Будда, и в итоге согласился принять посвящение от женщин, при условии, что они будут исполнять дополнительные строгие правила, в основном касающиеся более значительного положения монахов-мужчин. Эта же история приписывает Будде следующие слова:

«

Если бы женщины не приняли уход от мира к жизни в учении и уставе, религиозная система (брахмачарья) существовала бы долго, доброе учение пребывало бы на протяжении тысячи лет, но, раз женщины уходят от мира, система не будет существовать долго, и доброе учение сохранится лишь на протяжении пятисот лет. Ведь грабителям легко вломиться в дома, где много женщин и мало мужчин, и точно так же в учении и уставе, жить в которых уходят женщины, религиозная система не будет долговечной... Ведь в большом водоеме делают дамбу, чтобы вода не переливалась через край, и подобно этому, Ананда, я установил для монахинь эти восемь Строгих правил, которые они не должны нарушать за всю свою жизнь.

»



В то же время Будда исполнил свое намерение вернуться к сыну, когда сам достигнет цели. В стране Шакьев он был восторженно встречен отцом, царевной Яшодхарой и народом. Яшодхара попросила его даровать Рахуле самое драгоценное, что Будда может, - и тот предложил сыну принять монашество. Яшодхара также вступила в Общину. Царь Шуддходана, оставшийся таким образом без наследников, взял с Будды слово, что он больше никогда не примет в общину единственного в семье сына без согласия его родителей. Будда обещал это, и с тех пор этот обычай свято соблюдается в буддийских странах, особенно на Дальнем Востоке.

Однако слава Будды вызвала зависть его двоюродного брата Дэвадатты, который и раньше всегда завидовал успехам принца, а после его ухода в отшельники даже пытался соблазнить Яшодхару. Вначале Дэвадатта пытался погубить Будду, то напустив на него опьяненного слона (который однако встал на колени перед Буддой), то обрушив на него огромный камень. Когда эти попытки провалились, Дэвадатта прикинулся последователем Будды и принял монашество, стремясь на самом деле расколоть сангху изнутри (он обвинял Будду в недостаточно строгом подвижничестве, выступал против создания женской общины и всячески противодействовал всем начинаниям своего брата). Однако все его козни были тщетны и, наконец, он был с позором изгнан из общины.

Чтобы быть понятным людям, Будда говорил с ними на их языке. Это следует понимать двояко: буквально, он проповедовал живой, разговорной речью и, что важнее, он излагал свое учение так, чтобы быть понятым. В современной ему Индии люди не представляли себе духовного развития иначе, чем отречение от мира и уход в отшельники – поэтому людям Будда говорил о том, что только монах может достичь Просветления (основа Хинаяны, Малой Колесницы Дхармы).

Однако его Учение было неизмеримо больше, и то, что не могли воспринять обычные люди, он проповедовал на горе Гридхракуте («Вершина Грифов» в северной Индии) собранию более высоких существ, из которых особо выделяются полулюди-полузмеи наги. Им он проповедовал учение Махаяны (Великой Колесницы), учение о Пустоте, то есть отсутствии самосущего бытия у всех явлений. Тексты этих проповедей были записаны и скрыты до того времени, когда люди стали готовы воспринять более глубокое Учение. Проповедь Махаяны была вторым Поворотом Колеса Дхармы. К концу своей жизни Будда совершил третий Поворот Колеса Дхармы в Вайшали, явившись в облике Ваджрадхары и преподав тантрическое учение Ваджраяны (Алмазной Колесницы).

Так три Колесницы буддизма были изложены самим Буддой Шакьямуни, записаны с его слов и в должный срок стали доступны людям.


Ссылки

12 Деяний Будды

  

Все записи

  

© 2011 Оксана | кто это?