буддизм
фотографии
творчество
путешествия
кто здесь
RSS
справочник
разное
переводы
истории
личный опыт

12 Деяний Будды /

(опубликовано 26.08.2012)


1
2


Классическое отображение на тханках

Деяние Третье


Вход в матку будущей матери


Нижеследующая история о зачатии и рождении есть и в самом Палийском Каноне, и в позднейших текстах. Канонический ее вариант изложен в «Рассуждении о дивных и замечательных событиях», где Будда рассказывает своему любимому ученику Ананде о своем зачатии и рождении. Также и Ананда в самом тексте утверждает, что он слышал всё это от Господина. Это не вдохновенное утверждение: для комментатора было естественно сделать такую ремарку, поскольку для него это, безусловно, было истинным. Ананда, как полагали, запомнил и изложил все рассуждения, а правда о тех событиях могла исходить только от Будды.

«

Лицом к лицу, о уважаемый, слышал я от Господина, лицом к лицу я вместил:

«Родился в памяти и в сознании, Ананда, родился Бодхисаттва в теле Тушита».

И, уважаемый, о том, что Бодхисаттва в памяти и сознании родился в теле Тушита, помню я как о дивном и замечательном деянии Господина.

В памяти и сознании пребывал Бодхисаттва в теле Тушита.

На протяжении всей своей жизни Бодхисаттва пребывал в теле Тушита.

В памяти и сознании Бодхисаттва, сойдя из тела Тушита, вошел во чрево своей матери.

Когда Бодхисаттва, сойдя из тела Тушита, вошел во чрево своей матери, в мире с его богами, марами и брахмами, среди созданий, включая отшельников и брахманов, богов и людей, появляется великое безграничное сияние, превосходящее дивную славу богов. И в пространствах между мирами, мрачных, открытых, темных, во тьме и мгле, где и луна с солнцем не могут светить так мощно и величественно, даже там возникает великое безграничное сияние, превосходящее дивную славу богов. И существа, возродившиеся там, различают друг друга при этом сиянии и думают: конечно, господа, есть и другие существа, возродившиеся здесь. И эта вселенная десяти тысяч миров сотрясается, и дрожит, и колеблется, и появляется в мире великое безграничное сияние, превосходящее дивную славу богов.

Когда Бодхисаттва вмещается в свою мать, четыре бога приближаются к ней, чтобы защитить четыре четверти, говоря: «Пусть ничто человеческое, или сверхчеловеческое, или что-либо еще не повредит Бодхисаттве или матери Бодхисаттвы».

Когда Бодхисаттва вмещается в свою мать, мать Бодхисаттвы обладает надлежащими моральными качествами — воздерживается от убийства, от воровства, от вредного потакания чувственным желаниям, ото лжи и легкомысленного употребления опьяняющих напитков.
Когда Бодхисаттва вселяется в свою мать, в ней не возникает чувственных мыслей о мужчинах, мать Бодхисаттвы не может поддаться страсти никакого мужчины.

Когда Бодхисаттва вселяется в свою мать, мать Бодхисаттвы владеет пятью чувствами, она защищена и наделена пятью чувствами.

Когда Бодхисаттва вселяется в свою мать, она не заболевает, она блаженна, поскольку ее тело неутомимо. И мать Бодхисаттвы видит в своем теле Бодхисаттву со всеми его конечностями и всеми органами чувств. Он подобен драгоценному бериллу, чистому, благородному, восьмигранному, прекрасно обработанному, пронизанному синей, желтой, красной, белой или желтоватой нитью: тот, кто мог бы его увидеть, взял бы его в руку и, глядя на него, сказал бы: «Этот драгоценный берилл, чистый, благородный, восьмигранный, прекрасно обработанный, пронизан синей, желтой, красной, белой или желтоватой нитью».

Именно таков Бодхисаттва...

»



Сон царицы Майи

В городе Капилаваттху объявили о торжестве в честь полнолуния месяца асалха (июнь—июль), и многие праздновали его. Царица Майя с седьмого дня перед полнолунием праздновала торжество. Она не пила опьяняющих напитков, но украсила себя гирляндами и умастилась благовониями. Поднявшись на седьмой день поутру, она искупалась в ароматной воде и раздала в милостыню четыреста тысяч монет — великий дар. В полном уборе она поела отборных кушаний и приняла обеты упосатхи. Она вошла в свою украшенную княжескую спальню, легла на кровать и, уснув, видела сон: четыре великих царя, казалось ей, подняли ее вместе с кроватью. Принесши ее в Гималаи, они опустили ее на плоскогорье Маносила, простирающееся на шестьдесят лиг, под большим деревом сал в семь лиг высотой и встали сбоку. Тогда явились их царицы и отвели ее к озеру Анотатта, искупали, чтобы смыть людскую грязь, облачили в небесные одежды, помазали ее ароматами и украсили дивными цветами. Невдалеке находилась серебряная гора, а на ней золотой терем. Там они приготовили чудесное ложе, изголовье которого смотрело на восток, и положили ее туда. Тогда Бодхисатта стал белым слоном. Недалеко оттуда была золотая гора. Он сошел с нее и опустился на серебряную гору, приблизившись к ней с севера. В своем хоботе, который был похож на серебряный канат, он нес белый лотос; трубя, он вошел в золотой терем, описал три правильных круга вокруг ложа своей матери, ударил ее в правый бок и оказался внутри ее чрева. Так, когда луна была в лунном доме Уттарасалха, он обрел новую жизнь.

На следующий день царица проснулась и рассказала о своем сне царю. Царь позвал 64 знаменитых брахмана, оказал им почести, ублажил их прекрасной едой и другими дарами. Когда они насладились этими удовольствиями, он велел царице рассказать сон и спросил, что должно случиться. Брахманы сказали: «Не тревожься, о царь, царица понесла младенца мужского, а не женского пола, и у тебя будет сын; если он будет жить дома, он станет царем, властелином мира; если он оставит дом и уйдет от мира, он станет Буддой, тем, кто снимет с мира покров (неведения)».

Миф о чудесном зачатии Будды сродни множеству других преданий — о зачатии от солнечного луча (рождение Чингиз Хана) или от жертвенного дыма (рождение Рамы, героя индийской эпической поэмы «Рамаяна»). В других мифах говорится о зачатии от проглатывания кусочка рыбы или змеи. Древняя вера в то, что зачатие великого человека может произойти только при необычных условиях, вовсе не означает, что люди не понимали физиологии зачатия: миф отвечал на вопрос, почему это произошло именно сейчас. Эта же точка зрения присуща и буддийской легенде: сын Майи был зачат естественным образом, а видение белого слона было лишь знаком прихода великой личности.

Выбор слона в качестве символа этой особенной беременности очень хорошо продуман. Слоны знамениты своей силой и умом, а также ассоциируются с серыми грозовыми тучами и, таким образом, с продородием, т.к. дождевая вода нужна для всхождения семян и последующего произрастания плодов. Белый же цвет слона в этом мифе дополнительно указывает на чистоту и непорочность.


Ссылки

12 Деяний Будды

  

Все записи

  

© 2011 Оксана | кто это?