буддизм
фотографии
творчество
путешествия
кто здесь
RSS
справочник
разное
переводы
истории
личный опыт

12 Деяний Будды /

(опубликовано 26.08.2012)



Деяние Четвертое


Физическое рождение


Майядеви успешно вынашивала ребенка на протяжении десяти месяцев без каких-либо осложнений или боли. Ближе к концу беременности она отправилась к дому родителей, чтобы родить ребенка там, рядом со своей матерью. Это древний обычай, который до сих пор иногда практикуется в Индии. По дороге, однако, она увидела прекрасный сад, полный цветов и плодов. Желая отдохнуть там, она повелела сопровождающим разбить лагерь. Выйдя из паланкина, она взялась за одну из ветвей цветущего дерева и одновременно с этим почувствовала приближающиеся роды. Именно в этой позе, стоя и держась за ветвь одной рукой, она и родила будущего Будду из своего правого бока. Сразу же после рождения ребенок мгновенно встал и прошел семь шагов. Там, где его ступни касались земли, расцветали лотосы.

В «Рассуждении о дивных и замечательных событиях», где Будда рассказывает своему любимому ученику Ананде о своем зачатии и рождении, рождение описывается так:

«

Другие женщины рожают детей через девять или десять (лунных) месяцев после зачатия. Не так рожает мать Бодхисаттвы. Мать Бодхисаттвы рожает Бодхисаттву через десять месяцев после зачатия. Другие женщины рожают детей сидя или лежа. Не так рожает мать Бодхисаттвы. Мать Бодхисатты рожает Бодхисаттву стоя.

Когда Бодхисаттва родится, сначала принимают его боги, а потом люди.

Когда Бодхисаттва родится, он не падает на землю. Четыре бога подхватывают его и показывают матери со словами: «Радуйся, госпожа. Могучий сын родился у тебя».

Когда Бодхисаттва родится, он родится чистым, не запачканным жидкостью, не запачканным слизью, не запачканным кровью, не запачканным никакой грязью, но незапятнанным и чистым. Точно так же, если поместить жемчужину на ткань из Бенареса, ни жемчужина не запачкает ткань, ни ткань — жемчужину, и почему? Поскольку и то и другое чисто, и так, когда рождается Бодхисаттва, он рождается чистым...

Когда Бодхисаттва рождается, с неба стекают две струи воды, одна холодная, другая горячая, и ими омываются Бодхисаттва и его мать.

Родившись, Бодхисаттва сразу же, твердо упираясь ногами, делает семь больших шагов на север, причем над ним (боги) держат белый зонтик. Он осматривает все вокруг, и благородным голосом заявляет: «Я — глава мира. Я — лучший в мире. Я — первый в мире. Это — мое последнее рождение. После этого не будет других жизней».

»



Обычно в древности все связанное со смертью, рождением, дефекацией и кровью считалось нечистым. Присутствие важных в индуистском пантеоне богов поэтому крайне важно в описании рождения будущего Будды. Оно указывает на то, что данное рождение, облагороженное их присутствием, не было нечистым. На изображениях Брахму можно узнать по четырем головам (трем видимым и одной невидимой позади). И рядом стоит Индра с тканью, в которую принимает ребенка.

Образ Майи, стоящей под деревом, за ветку которого она держится рукой, старше буддизма на две тысячи лет и восходит к доарийской культуре долины Инда — на печатях древнейших городов так изображалась богиня-мать. Вообще в раннебуддийском искусстве образы богинь, обнимающих дерево рукой и ногой, возникли на несколько столетий раньше образа самого Просветленного и были персонификацией жизненных сил природы. Поэтому неудивительно, что мать Будды, символизирующая воплощение Просветленного в материальном мире, изображается с иконографическими чертами богини-матери, богини природы.

Вскоре после родов Майя умерла и обрела новое воплощение на небе Тушита. Когда ее сын стал Буддой, то он посетил небо Тушита, рассказал матери, что достиг Просветления, и проповедал ей философию Абхидхармы.

Царевича привезли в столицу шакьев Капилавасту и нарекли Сиддхартхой Гаутамой. Гаутама – его фамильное имя; слово «Сиддхартха» можно перевести как «Полностью Достигший Цели».

Царь призвал к младенцу астролога Ашиту (Аситу), дабы тот предсказал судьбу новорожденного. Ашита обнаружил на его теле тридцать два признака великого человека и объявил, что новорожденный станет или великим государем, властителем всего мира (чакравартином) или Буддой, познавшим истину.

Вот как поэтично описывается эта сцена в “Сутта Нипате” (книга третья, раздел 11).

«

Мудрый Асита встретил толпы богов, восхищенных и ликующих, в светлых одеяниях. Видя ту безмерную радость богов, он спросил их с благоговением:

- Чем так обрадованы боги, отчего они в восхищении машут флагами? Когда был раздор между богами и демонами и победили боги, разбив полчища демонов - и тогда не было такой радости. Что же чудесное встретили боги, что так восхитило их, что они поют и ликуют, играют и пляшут, бросая оружие; я вопрошаю вас, обитателей вершин горы Меру, сорвите с меня сомнение, о славные!

- Бодхисаттва, чудная жемчужина, несравненный, родился на благо и счастье людей в городе шакьев в местности Лумбини! Вот отчего мы ликуем и радуемся Прекраснейший среди всех существ, первый из людей, телец среди них, великолепнейший из всех творений, - он повернет Колесо Дхармы, и в лесах соберет мудрых он, подобный ревущему льву, суровому царю животных.

Услышав ту весть, он пошел ко дворцу Шуддходаны и, севши, вопросил Шакьев:

- Где царевич? Я хочу видеть его.

Тогда шакьи показали мудрому Асите царевича, подобного сияющему золоту, пылающему в горниле искусного мастера, - дитя, озаренное славою, прекрасное.

Видя царевича, светлого, как благодатное пламя, как созвездье Тельца, как пылкое осеннее солнце на безоблачном небе, мудрый Асита пришел в восхищение.

В небесах боги раскинули зонт с тысячью кругов и многочисленными ветвями, и опахала на золотых тростях веяли над ним, но кто держал тот зонт и те опахала, были невидимы.

Мудрый Асита с заплетенными волосами, видя веявшие над головою младенца желтые завесы, подобные золотым клиньям, и белое опахало, веявшее над ним, принял младенца на руки в счастье и восхищении.

И вот он, принявши того Тельца из рук Шакьев, он, желавший воспринять его, ведающий гимны и знамения, возрадовавшись, громко воскликнул:

- Нет ему высшего, он - прекраснейший из людей!

Тут о своей скорой кончине вспомнил мудрец и, заскорбев, прослезился: видя его плачущим, спросили шакьи, не провидит ли он что темное на пути царевича.

Видя, что опечалились шакьи, мудрец сказал им:

- Нет, ничего мрачного я не вижу на пути царевича, ничего дурного не предстоит ему, ибо он не из низших людей. Не бойтесь! Царевич достигнет окончательного само-пробуждения, он повернет колесо Дхармы, он узрит несравненную Чистоту, благо людское всегда будет заботой его, и слово его широко разнесется по свету. Скоро, скоро придет к концу жизнь моя на земле, - как только расцветет он, придет ко мне смерть; увы мне, несчастному! - я не услышу Несравненного!.. Вот что сокрушает меня и печалит!..

»




Ссылки


В других статьях:

Индра

12 Деяний Будды

  

Все записи

  

© 2011 Оксана | кто это?