буддизм
фотографии
творчество
путешествия
кто здесь
RSS
справочник
разное
переводы
истории
личный опыт

Символы /

(опубликовано 20.07.2011)


1
2


Лук и стрелы


Лук
Стрела
Огненная стрела
Лук и стрелы из цветов


(санскр. дханус, чапа; тиб. зу ) и (санскр. сара, бана; тиб. дак)

Деревянный или бамбуковый лук находится в левой руке «мудрости» аспектов, обычно вместе со стрелой в правой руке «метода». Сочетания лука и стрелы символизирует или то что мудрость (лук) проэцирует метод или искусные средства (стрела), или то, что совершенная мудрость (праджня парамита) «запускает» все пять остальных совершенств (парамит) метода: щедрость, мораль, терпение, радостное усилие и концентрацию.

Если ненатянутый лук и стреля находятся вместе в левой руке аспекта, это символизирует совпадание мудрости и метода или союз мудрости и концентрации. Когда стрела заправлена и струна лука уже натянута, готовая к стрельбе, лук символизирует триумф аспекта над тремя мирами, а стрела - проницание неправильных взглядов, например, суевений или концептуальных построений. Когда стрела нацелена в сердце врага, она представляет концентрированную и спонтанную активность мудрости и сочувствия, направленные на достижение реализации дхармакайи. Здесь враг символизирует заблуждения и ложные взгляды, а его сердце - ум. В описаниях некоторых аспектов полярность лука и стрелы может перевернуться, лук будет символизировать искусные средства, которые проэцирую стрелу однонаправленной мудрости или проникающего внимания.

Лук часто бывает сложен в чехол из шкуры леопарда или тигра. Такой чехол обычно висит на плече или талии и часто сочетается с колчаном для стрел, также из тигровой или леопардовой шкуры. Здесь фаллообразные полоски на шкуре тигра символизируют мужской принцип метода или искусных средств, а круглые пятна леопарда, формой напоминающие матку или вагину, - женский принцип мудрости.

В тибетской иконографии лук может изображаться различными способами от простых деревянных охотничьих луков до богато украшенных драгоценными камнями луков богов. Лук может быть обтянут шкурами животных, кожей или войлоком, частично сделан из рога яка, железа или двухголового змея. Стрела может быть бамбуковой, железной, ядовитой, магической или огненной.

Для стрелы обычно берутся длинные перья из крыльев стервятника. Три или четыре разрезанные пополам пера приклеиваются и привязываются шелковой нитью к желобу на нижней части древка. Сама стрела обычно делается из тонкого бамбука, и можно различить его три сглаженные секции. Наконечник может быть в форме трубчатого заостренного ободка, может быть треугольным железным лезвием, изогнутым кончиком, напоминающим копье, или острием с шипами. К концу стрелы частно приклеены или привязаны пятицветные шелковые нити.

Символизм стрелы наиболее ясно показывается в легенде о Махасиддхе Сарахе и его супруге-дакини, которая была мастеров по ковке стрел. Сараха обычно изображается разглядывающим древко стрелы, проверяющим, насколько оно гладкое и прямое. Здесь древко стрелы символизирует центральный канал, а три гладких секции - развязывание трех психических узлов, которые перетягивают его. Три рулевых пера представляют союз трех кай, чистоту тела, речи и ума, а также триумф над тремя мирами, тремя временами и тремя ядами ума. Четыре расщепления наверху древка, нужные для крепления наконечника, символизируются разнообразные группы из четырех понятий, например, четыре уровня концентрации, четыре внимания, четыре несоизмеримых добродетели, вида активности, радости и четыре уровня тантры. Наконечник символизирует мудрость в качестве однонаправленного проникающего внимания, пятицветные шелковые нити - пять мудростей Будд, а две стороны нижней зарубки, которая фиксирует стрелу на луке, - союз абсолютной и относительной истины.

Если стрела огненная, то она может иметь равное отношение, как к древнему оружию в индийских войнах, так и к реактивному снаряду или метательному копью на порохе. В одной из правых рук Калачакра держит атрибут, который описывается либо, как «огненная стрела», либо как «три стрелы». Согласно разным школам и текстам, он изображается либо одной стрелой с огненным наконечником, либо группой из трех стрел. Когда Калачакра тантра появилась в Тибете, китайцы уже использовали порох больше ста лет, как для оружия, так и для фейерверков, и вероятно, что изначально это орудие Калачакры соответстввовало реактивному снаряду на порохе.

Лук и стрелы также могут быть из пяти видов цветов - белого лотоса, красного цветка ашока, цветка манго, белого жасмина и голубого лотоса утпала. Изначально подобное оружие принадлежало индуистскому богу Камадеве, символизирующему чувственные наслаждения, а в буддизме стало главным орудием покоряющего йидама Курукуллы или Красной Тары. Она держит в своих двух главных руках натянутый цветочный лук и стрелу, а в двух других - цветочные крючок и петлю. Своим соблазнительным магнетизмом она зачаровывает и завораживает, так же как пчелы притягиваются и завораживаются нектаром цветов. Сам Камадева также присутствует в буддийских изображениях, но побежденный и растоптанный Курукуллой или Калачакрой.


Ссылки

В этой статье:

Аркан
Камадева
Крюк

Символы

  

Все записи

  

© 2011 Оксана | кто это?