буддизм
фотографии
творчество
путешествия
кто здесь
RSS
справочник
разное
переводы
истории
личный опыт

Символы /

(опубликовано 20.07.2011)


1
2
3
4
5


Обычная дубина

Дубина


Палица
Гада
Палица из скелета
Палица из трупа


(санскр. данда, гада, тиб. бюг-та, бюг-па, бенг )

Палица или дубина - это самое раннее оружие, изобретенное человеком. Тонкий и длинный камень, окаменевший корень дерева или простая тяжелая ветка могла и разбивать, и забивать, и быть оружием защиты и нападения. Дубина - атрибут многих индуистских божеств, например, Ханумана или Шивы, чья палица трансформировалась в посох-кхатвангу в буддизме.

В иконографии буддизма Ваджраяны дубина, палица, булава или жезл изображается множеством различных способов. Как атрибут в руках йидамов это скорее всего будет длинный узкий посох из красного сандалового дерева, увенчанный половинкой ваджры или пылающим драгоценным камнем, иногда - драгоценностью исполняющей желания. В некоторых случаях материалом могут быть другие виды благородной древесины, а также железо, медь, золото, хрусталь, коралл, бирюза, ляпис лазури или кость. Также может встречаться палица с черепом или палица с трупом или из трупа. Более сложные формы палиц близки к кхатванге, от которой и происходят.

Некоторые дубины пустые изнутри и описываются, как крепости, в которых могут находиться целые армии богов и асуров (полубогов), готовые к войне. Такие дубины-крепости изображаются состоящими из квадратных секций со слегка приоткрытыми дверцами. Иногда армии богов и асуров могут сражаться прямо внутри дубины, с ее верха, увенчанного драгоценностью, может извергаться огонь, а с низа - литься потоки воды.

Если палица трехгранная, то ее три грани символизируют разрушение трех ядов ума: невежества, желания и гнева, а сражающиеся армии богов и асуров - разрушение еще двух дополнительных яда гордости (боги) и зависти (асуры).

Дубина с черепом - атрибут «метода» в правой руке многих йидамов, и символизирует остановку или «смерть»кармической обусловленности, а также окончательную пустоту всех явлений. В качестве орудия, она ужасает всех демонов и подчиняет вредоносных духов трех миров. На макушке черепа может находиться драгоценный камень или половинка ваджры.

Дубина из скелета - еще более гневная форма дубины с черепом. Ее можно увидеть в руках многих гневных и защитных аспектов, например, Ямы, Ямантаки и Читипати. Также происходит от кхатванги и сначала делалась из человеческого черепа, прикрепленного к бедренной или берцовой кости. Эта форма, в свою очередь, произошла от ранней шиваитской кхатванги или кхинкширы - орудия Шивы, сделанного из ножки остова кровати.

Верхняя часть дубины из скелета сделана из черепа, позвонков, грудной клетки и таза человеческого скелета. Нижняя рукоятка состоит из продленного спинного позвоночника или из соединенных костей ног стилизованного скелета. «Ухмыляющийся» или «озорной» скелет часто увенчан половинкой важры и всегда изображается без костей рук. Иногда вокруг шеи может быть обмотана содранная человеческая шкура, как подобие шали.

Более простая форма - это череп, прикрепленный к посоху из спинного позвоночника, иногда плечами и ключицами. Позвонков скорее всего будет тринадцать, что равняется тринадцати зонтикам-колесам буддийской ступы, символизирующим хребет горы Меру.

Дубину из трупа можно увидеть в руках крайне гневных аспектов, например, Экаджати. Это оружие обрывает жизни всех врагов, которые приносят вряд поучениям Будды, и дает контроль над разнообразными духами, в частности теми, которые навлекают чуму и болезни. Такая дубина может быть сделана из окоченевшего трупа, из мумии или из трупа с содранной и высушенной шкурой.

Другая форма дубины с трупом представляет из себя труп, насаженный на длинную деревянный кол, обычно проходящий через анус жертвы, иногда через вагину, если это труп женщины, и выходящий через макушку, сердце или рот.

Такое наказание часто использовалось на войне победителями, унижающими побежденных, поэтому труп, насаженный на кол, сразу же определяется, как труп преступника. Это орудие в руках аспектов символизирует то, что все явления абсолютно пусты или лишены собственной природы. Оно может находиться в левой руке «мудрости», как, например, у Ваджрабайравы. Другой смысл этой палицы состоит в том, что неважно, насколько сильные завесы у практикующего, медитационная практика может их все растворить, даже если это завесы ума самого закоренелого преступника. На внутреннем уровне кол, пронзающий тело от ануса до макушки, символизирует «стадию завершения» тантрической практики, посредством которой психический ветер (тиб. лунг) входит, пребывает и растворяется в центральном канале, освобождая «труп» эго.


Ссылки

Символы

  

Все записи

  

© 2011 Оксана | кто это?