буддизм
фотографии
творчество
путешествия
кто здесь
RSS
справочник
разное
переводы
истории
личный опыт

Мифология /

(опубликовано 20.07.2011)



Камадева


Бог любви
Кама


(санскр. кама - желание, чувственное желание, «вожделение, любовное влечение)


По определению Кама-сутры, кама есть действие, доставляющее удовлетворение всем пяти органам чувств, «направляемых» разумом, который соединен с телом, по другому определению – это ощущение, связанное с «удовлетворенностью» и вызываемое особыми телесными соприкосновениями. Нельзя трактовать это понятие только лишь в пределах сексуального влечения - весь наш мир и вся наша жизнь язляются обусловленными пяти органами чувств, и доставляемыми ими ощущениями. Шесть миров сансарического существования, или Камалока являются как раз «миром желаний», в котором существа живут как раз в стремлении или испытывать одни чувственные ощущения, или избегать других.

В древнеиндийской космогонии начало желания занимает еще более видное место. Уже в Ригведе оно предстает как космическая сила, возникшая в самом начале формирования космоса из нерасчлененного хаотического состояния. В Атхарваведе Желание как аналог мирового воления находится у истоков развития мироздания, о нем говорится как о перворожденном, равенства с которым не могут достичь ни боги, ни люди, ни предки и которое превосходит их всех и даже небо, землю, и космические воды, а также все движущееся на земле, небесные светила и ветры; люди его почитают, испрашивают его милости и просят его войти в них.

Персонификация желания в виде божества Камы восходит к той же Атхарваведе и вполне различима в поздневедийской литературе. Образ Камы становится популярным в мифологии Махабхараты, где индийский Эрот сравнивается с ненасытным пламенем, а также в Рамаяне, Хариванше и Пуранах. Кама считается сыном богини счастья и красоты, супруги Вишну – Лакшми, отцом же его называли в Пуранах и бога закона – Дхарму, и самого Брахму, и божество Санкальпа («Намерение»).

Кама наделен множеством эпитетов, выражающих различные оттенки любовного влечения: Манасиджа («Рождающийся в уме»), Манматха («Волнующий ум»), Мадана («Опьяняющий»), Шамантака («Губитель покоя»), Шринграйони («Источник наслаждения») и т.п. Члены его собственной «семьи» также персонифицируют различные аспекты чувственной страсти. Таковы его спутница жизни Рати («Любовная страсть»), дочь Тришна («Жажда удовольствий»), сын Кродха («Гнев») – в последнем случае отражается закономерная связь между «положительной» и «отрицательной» чувственной аффектированностью.

Камадэва изображался в виде юноши, восседающем на попугае, держащим в руках лук из сахарного тростника с тетивой из пчел (символ стремления к «жгучей сладости») и пятью цветочными стрелами. Воспользовавшись однажды своей «военной техникой», он выпустил стрелу в предававшегося медитации Шиву, чтобы разжечь его желание к супруге Парвати, за что был испепелен грозным богом и получил прозвище Ананга («Лишенный членов»), но затем, склонившись к мольбам Рати, Шива восстановил его.

В качестве возбудителя эротической страсти, препятствующего аскезе, индуистский Камадэва является прообразом буддийского Мары – предводителя демонов, поставившего перед собой задачу препятствовать вначале «просветлению» Будды, а затем «просвещению» им человечества; три дочери Мары, пытавшиеся соблазнить будущего Будду, воплощают оттенки чувственной страсти.

В борьбе с идеологами аскетизма Камадэва одержал убедительную победу. Храмовая скульптура архитектурных комплексов Кхаджурахо, Конарака и других ансамблей, барельефы которых содержат изображения сексуальных поз, многими воспринималась не только как легитимная, но и как «катартическая». Символика мужских и женских гениталий (линга, йони) занимает первостепенное место в культе Шивы, в мифологии и обрядах шактистских сект и в кундалини-йоге. Многие течения вишнуитской и шиваитской бхакти, начиная уже с наянаров и альваров, трактовали любовную преданность «избранному божеству» – нередко вполне эротического характера – как оптимальный путь к достижению его милости и причастности его природе.

Сходными мотивами пронизан и буддийский тантризм - Ваджраяна. Пять сексуальных страстей Камы становятся метафорами пяти классов тантры: крийя, чарья, йога, йогаттара и ануйогаттара. Символически они соответствуют состояниям развития страсти: сначала улыбаться любимому, потом держаться за руки, смотреть в глаза друг друга, обниматься и целоваться и, наконец, соединяться в сексуальном союзе. Пять страстей могут быть неведением, желанием, гневом, гордостью и завистью. Пять страстей трансформируются в пять видов мудрости в соответствующих пяти телесных центрах: неведение на макушке, желание в горле, злость в сердце, гордость в пупке и зависть в сексуальном центре, так называемом «тайном месте». Также пять страстей соответствуют пяти органам чувств и их объектам: зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Также это пять скандх или накоплений: формы, чувств, восприятия, образований и сознания.

( текст частично взят отсюда )


Ссылки


В других статьях:

Лук и стрелы

Мифология

  

Все записи

  

© 2011 Оксана | кто это?