буддизм
фотографии
творчество
путешествия
кто здесь
RSS
справочник
разное
переводы
истории
личный опыт

Символы /

(опубликовано 18.07.2011)


1
2


Трезубец


Тришула


Слово трезубец, буквально значит «три зуба» на санскрите называется тришула, что переводится, как «три острия или точки». Этот символ присутствует во многих древних культурах.

В раннем индийском буддизме трезубец был одним из трех не портретных представлений Будды, появляясь в качестве эмблемы «короны Брахмы» на следах Будды. Это символизировало Три Драгоценности и «три корзины» (санскр. трипитака) поучений Будды на тему этики, медитации и мудрости. В иконографию Ваджраяны трезубец пришел от шиваитского трезубца капалика, и стал символическим орудием некоторых Будда-аспектов, в основном тех, которые близки к Шиве, например, Чакрасамвара, Ваджрабайрава и Махакала.

Буддийский трезубец обычно находится на верхушке древка из красного сандалового дерева и снизу украшен половинкой ваджры, драгоценным камнем или простой головкой. Три точки голубого железного трезубца соответствуют трем главных нади или психическим каналам. Расширенный центральный шип трезубца часто охвачен огнем, что символизирует «внутренний огонь», поднимающийся по центральному каналу. Часто кольца или звенья цепи свисают с двух внешних шипов трезубца. Эти кольца происходят от шиваитской практики подношения сережек или браслетов,в качестве самоотречения и обручения с Шивой. Два кольца в буддизме символизируют две истины (относительную и абсолютную), четыре кольца - четыре несоизмеримых добродетели, а шесть колец - шесть парамит. Под железным трезубцем часто установлен сухой череп, а под ним обычно подвешен красный вымпел из хвоста яка и развевающаяся шелковая лента или флаг. Эзотерически сухой белый череп представляет спуск белой бодхичитты через центральный канал, а красный вымпел из хвоста яка - подъем красной бодхичитты.

Как атрибут в руках будда аспектов трезубец в основном символизирует разрушение трех ядов ума, причем изначальное неведение трансформируется в огонь мудрости (центральный шип). Три острия также символизируют победу аспекта над тремя мирами и тремя временами, три кайи, и пустота или совокупность тела, речи и ума. Трибетский термин, соответствующий слову «трезубец» (де-цум) связан с термином, значащим «три корня или три вены». Здесь три корня относятся к Махаянскому триединству Будды, Дхармы и Сангхи, а также к Ваджраянскому триединству гуру, йидама и дакини.

Согласно форме будда-аспекта, трезубец может описываться как вымпел с трезубцем, копье с трезубцем, посох или кхатванга. Вымпел с трезубцем обычно дополнен развевающимся треугольным флагом на рукоятке. Посох с трезубцем обычно выглядит как трезубец, установленный на деревянную рукоятку, и также может быть дополнем сухим черепом, подвешенным хвостом яка и шелковыми лентами. Кхатванга с трезубцем выглядит как полная капалика кхатванга, но с трезубцем наверху. Или, более простой вариант, - трезубец, установленный на отрубленную голову или череп.

Особая форма трезубца в виде копья используется в качестве атрибута некоторых гневных защитных аспектов, например, некоторых форм Махакалы. Головка этого орудия формой напоминает трезубец и соединяет в себе лезвия топора, копья и изогнутого ножа или железного крюка, таким образом выполняя все функции разделывания, вскрывания, разрезания и цепляния. Центральная шишка на головке пики может быть в форме маленького человеческого черепа, и тогда пылающая пика выходит из его центра. Ниже этой центральной шишки рукоятка может выходить изо рта отрубленной головы врага, будто бы пронзенной пикой. Иногда язык отрубленной головы может выступать вперед, и это значит, что враг - зомби или воскрешенный труп. Под этой отрубленной головой находится длинный перекрученный боевой флаг, который может быть сделан из шелка, войлока и кожи или из ободранной кожи трупа врага. Такая форма пики использовалась монгольскими воинами для особого устрашения врага.


Ссылки


В других статьях:

Победоносное знамя

Символы

  

Все записи

  

© 2011 Оксана | кто это?