буддизм
фотографии
творчество
путешествия
кто здесь
RSS
справочник
разное
переводы
истории
личный опыт

Синтез /

(опубликовано 06.10.2007)

Если бы Будда Шакьямуни учил сейчас, где-нибудь в Лондоне на Трафальгарской площади, какие бы обеты Хинаяны он дал? Всегда уступать старшим место в транспорте и исправно платить за проезд? Не работать за зарплату меньше 5 фунтов в час? Не превышать доступ

Буддизм и современная культура


Как же достало Эго. С его извечной неудовлетворенностью, с его извечным страданием, если что-то не так, как ему хочется. Все пытается влезть в не свое дело, изменить все планы. Терпеть Эго можно лишь, когда оно счастливо и удовлетворено. Тогда оно не мешает никому жить. Но естественным образом это случается только в редких обстоятельствах. Легче всего - когда запрещаешь себе всю активность, кроме базовой жизнедеятельности, принимаешь множество ограничивающих обетов.

И мне интересно, если бы Будда Шакьямуни учил сейчас, где-нибудь в Лондоне на Трафальгарской площади, какие бы обеты Хинаяны он дал? Всегда уступать старшим место в транспорте и исправно платить за проезд? Не работать за зарплату меньше 5 фунтов в час? Не превышать доступный овердрафт кредита? Всегда использовать презервативы, если не уверен в партнере?

Не убивать, не брать чужое, не лгать, не насиловать и не злоупотреблять наркотиками, это врядли бы изменилось. Это самая основа. Но есть еще подробные обеты. 250 для мужчин и 350 для женщин. И не было так, что Будда сел в один прекрасный солнечный день и продиктовал их на одном дыхании, только успевай записывать. Все создавалось и дополнялось очень постепенно. Если изучить Винайю, один из трех сводов поучений, можно найти удивительные запреты. Например, не сушить белье на балконе.

Вы можете сходу себе представить, какие же страшные отпечатки в уме, которые не дадут нам достичь Просветления, может нести в себе пара мокрых тряпок на балконе? Какая особенная польза живым существам будет, если сушить белье в комнате, или на заднем дворе, или на ветке дерева? Включайте воображение и генератор высшего эзотерического смысла. Ни за что не догадаетесь.

Там же в Винайе есть история, как появился этот обет. Две с половиной тысячи лет назад в Индии были такие ветхие здания, такие старые балконы и веревки на них, что когда какой-то невезучий практик развесил все свое барахло, оно попросту рухнуло на улицу вместе с балконом. И задавило невинного пешехода. Будде рассказали эту историю, он окинул критическим взглядом окружающую архитектуру, убедился, что состояние ее оставляет желать лучшего, и сходу запретил всем адептам использовать балкон для сушки белья.

И есть подобная история для всех обетов. Каким образом они появились. Изучив ее, можно увидеть здравый смысл в каждом из них.

Здравый смысл для Индии 2500 лет назад. А сейчас? Где сейчас в современных городах можно найти настолько ветхие здания? Еще в таком густо населенном месте, чтобы, свалившись, балкон кого-то задавил. Чтобы это не был пустырь, на котором только собаки да пара заблудившихся бомжей. Нигде. Это гарантирует городская администрация и высокие цены на землю.

Есть еще одно поучение Будды. Что Дхарма живет 2500 лет. Первые 500 лет она актуальна, все сразу понимают, что им хотят сказать и достигают просветления. Вторые 500 лет приходится медитировать, чтобы достичь результата. Третьи 500 лет уже приходится много учиться. А в самом конце остаются только обеты и ритуалы, и никто не понимает их смысла.

Если я соберусь с силами, возьму за шиворот какого-то Ламу, дам все эти 350 обетов, а потом приеду к вам в гости? Вы меня выгоните через 2 дня. И не потому, что количество пользы, которое я вам за эти два дня принесу, будет настолько велико, что вы почувствуете в себе острейшее желание уединиться в медитации и не останавливаться до самой реализации радужного тела. Нет. За эти два дня я вас попросту достану. Тем что это мне нельзя, сюда не ступать, и то не делать.

А все потому что совсем другая жизнь и культура.

Есть еще один обет. Не носить больше 3х предметов гардероба: монашеская юбка, кофта и шаль. В жаркой Индии что-то больше этих 3х предметов - излишество, но как же мучаются монахи в более холодных регионах. Над этим еще смеялся Друкпа Кюнлей: «Какая польза в том, чтобы страдать от холодных адов уже в этой жизни?» Европейцы любят приплетать Туммо (практику внутреннего тепла) к этим мерзнущим горным монахам, но в действительности Туммо - не такая простая медитация. Ее нужно делать в течение долгих лет в ритрите, чтобы достичь результата. А в обычном быте можно только хорошенько закалиться, что несомненно полезно, но напрямую к Просветлению не ведет.

Внимательные читатели сейчас задумаются: 3 предмета, а нижнее белье считать? 2500 лет назад не было никакого нижнего белья, и поэтому женщин до сих пор иногда не пускают в особо священные части храмов. Уже давно есть прокладки и даже тампоны Тампакс, которые позволяют не только не пачкать то место, на котором сидишь или стоишь, а и вовсе - носить белое и обтягивающее, танцуя на ходу. А запрет остается, пустой ритуал, порою возводимый в ранг мифического превосходства мужчин над женщинами.

Излюбленный козел отпущения всех высокодуховных людей - сексуальность. Количество заблуждений по этому поводу просто зашкаливает. Жалкое зрелище - тантрические семинары. Представляет ли кто-то из участников, что тантра - это единство пространства и блаженства, пустоты и сочувствия, субъекта и объекта восприятия? А не потрахаться под мантры и благовония.

Удобнее всего увидеть в союзе мужчины и женщины корень всякого зла. И тыкать пальцем на монахов с целибатом - они-то знают, что делают! Я глубоко сомневаюсь, что Будда бы так же настаивал на воздержании, будь в те времена эффективная контрацепция. Но ее не было, а дети отнимают огромное количество времени. И не столько сами дети, сколько необходимость их прокормить. Ты больше не можешь бродить с чашей для подаяний, используя максимум времени для медитации, ты вынужден с рассвета до заката работать в поле. А беременная девушка без мужа в древней Индии могла сразу идти топиться: она больше никому не была нужна.

Сравните это с нынешним обществом. Многие женщины настолько самостоятельны, что специально не выходят замуж. Хорошая высокооплачиваемая работа, няня и дом-работница, и вот уже в появлении ребенка нет никакого конца света. Конечно, дети не слишком совместимы с путешествиями, хипповской жизнью и бурными вечеринками. Но это не значит, что они несовместимы с буддийской практикой. Вы когда-нибудь следили за тем, куда уходит ваше время? В условиях активной жизни у меня редко получается найти больше трех часов на медитацию в день, а часто - и того меньше. Все потому, что думаю: потом будет еще время, потом помедитирую. Но если есть ребенок, и если он наконец засыпает, ты знаешь: или сейчас, или никогда. И тут же приступаешь к самому важному.

Это ведь одна из 4х основополагающих мыслей, которые мы должны в себе развивать: что мы можем умереть в любой момент, и тогда с нами останется только наш ум. Условия жесткого дефицита личной свободы, в которые нас ставит рождение ребенка, при правильном отношении могут только стимулировать практику. Не говоря уже о Махаянском поучении: думать о других, а не о себе. Без применения этого поучения никакое успешное родительство не возможно в принципе.

Любят говорить о потери жизненной энергии, которая возникает при занятии сексом. Мужчина действительно может потерять несколько граммов белка, но если при этом он не страдает от хронического недоедания, а, наоборот, по нему плачет спортзал, то его жизненной энергии это не повредит. Терять может только Эго, вовлеченное в действия. Эго, которое постоянно притягивает или отталкивает. Если находиться в состоянии чистого видения - Ригпа (а в нем можно находиться, где бы ты ни был, и что бы ты не делал) - то о какой потери энергии может идти речь? Уходя от чувственных наслаждений, которые может дарить одна часть тела, можно начать злоупотреблять другими, более доступными удовольствиями. Например, едой, и многие монахи страдают от лишнего веса. Все дело в том, что удаление одного из бессчисленных объектов наслаждения не удаляет саму тенденцию наслаждаться, хотеть еще и еще. И я даже рискну сказать, что после плотного обеда хочется спать даже больше, чем после занятий любовью.

Что же тогда сильнее мешает нашей медитации?

Само Нендро в оригинале - целая пуджа, и скорее всего ее можно делать с колокольчиками, барабанчиками и мудрами - традиционным тибетским набором. Почему у нас всего этого нет? Почему у нас только маленькие книжечки, подушки для медитаций и гомпы с ослепительно белыми стенами?

Потому что у нас есть смысл всех ритуалов. Посмотрите сами, если в каждом новом веке, в каждой новой культуре не появляется человек, который действительно понимает, что имел в виду Будда Шакьямуни, и знает как это перевести на язык своей страны, учение рискует деградировать до пустой ритуальности. И у этого нет никаких скрытых эзотерических причин, как связь с Землей или Предками. Причины этого очень просты и понятны: мы все разные и мы живем по-разному.

У нас одна и та же Будда-природа, и мы хотим быть счастливы. Поэтому эти методы будут работать. Но совсем не обязательно брать в одну руку выточенный непальскими умельцами дордже, а в другую - колокольчик, чтобы знать, что пространство и блаженство неразделимы. В Тибете своим ученикам объяснял смысл Гуру Паднасамбава, и, несколькими веками позже, Марпа. В Европе это нам объясняет Оле Нидал.

Есть такое правило про учителя и ученика. Первые три года мы проверяем своего Ламу. Тот ли это человек, которому мы можем действительно довериться. Форма, в которой Оле преподает буддизм, может казаться странной и немного дикой. Такими же странными и дикими могут казаться его ученики. Я сбежала от слишком жарких объятий наших буддийских центров в прохладу гималайского высокогорья - изучать традиционный буддизм. Возвращаясь в Европу с новыми знаниями, я каждый раз скептически смотрю на Ламу Оле, и каждый раз раз мой скепсис рушится: Оле еще ни разу не сказал ничего, что бы вошло в противоречие с тем, чему нас учили в КИБИ, с тем, что написано в буддийских книгах, которые я читала, с тем, что говорили ламы в красных одеждах и сам Кармапа. Наоборот, Оле каждый раз удивляет меня лаконичностью и актуальностью изложения.

В самом конце пховы в Чехии он рассказал про 6 парамит и, включенные во вторую парамиту - моральной этики - правила поведения. Говоря традиционным языком - 10 благих и неблагих деяний. Нам преподавали это в Киби не меньше недели. Подробно, с десятками деталей, которые заставляли меня удивленно приподнимать брови. Оле уложился в 2-3 предложения. И не упустил при этом ничего необходимого. Если бы в тот момент я была в традиционном буддийском храме, я бы тут же начала перед ним простираться, а так - осталось замереть в немом восхищении.

Последняя часть Нендро, Гуру Йога. Я уже не такая гордая и не думаю, что знаю лучше всех. Меня почти не беспокоят вещи, которые раньше казались ужасными, невыносимыми. Даже с любовью (при всей запутанности положения) по большому счету все понятно - дари и больше ни о чем не думай. Конечно, Эго меня достает. Но это ничто по сравнению с тем, что было раньше. Оно разберется с учителями, линиями передачи и благословением, и прийдет к выводу, что Лама - это мой собственный ум. К тому времени будет уже 3 года с тех пор, как я знаю Оле. Моя проверка подойдет к концу. И хотя еще остается куча времени, и многое могло бы измениться, я почему-то ни капли не сомневаюсь в результате.


другие тексты

 CTRL

интересно / Истории

© 2011 Оксана | кто это?