буддизм
фотографии
творчество
путешествия
кто здесь
RSS
справочник
разное
переводы
истории
личный опыт

Концепции /

(опубликовано 20.02.2015)

Немного о внутреннем паноптикуме человека, выросшего в СССР, о том, что поможет перейти от зависти, хронической нищеты и пессимистичного взгляда на мир к радости, обычной и сопричастной, и чистому видению.

Нездоровый цинизм


В нашей стране, слишком долго прожившей под гнетом коммунизма, каждому отмеряется ровно по потребностям и все эти замеры точно подсчитаны, даже слишком точно: без малейшего избытка, без учета вероятных потерь. Так в итоге все вроде бы и есть, но не хватает. Не сильно, совсем чуть-чуть, лишь чтобы изнутри засела легкая неудовлетворенность, неуловимо портящая даже самый красивый солнечный день. Эту легкую неудовлетворенность каждый удовлетворяет по возможностям, а возможности, что ни говори, у всех разные, оттого многих порою накрывает чувство жгучей несправедливости. Или просто зависти, если присмотреться к нему повнимательнее.

Но самое интересное — то, что происходит, когда это пространство хронической недостачи в наших собственных умах мы пытаемся превратить в чистую страну, где, как известно, все в избытке, всем всего хватает, все удовлетворены и счастливы. Редкий советский и пост-советский человек в этот момент не столкнется в своем уме с вшитой в матрицу пергидрольной теткой, которая занята только тем, что возмущается любой нашей просьбой об обычном человеческом удобстве, комфорте и уважительном отношении. Или вечно недовольной всем бабкой, из тех, которые хотя бы раз попадались на глаза в общественном транспорте и особенно государственных поликлиниках. «Ишь чего захотел!» — хмыкнет тетка, а бабка еще и потрясет клюкой, добавив пару ласковых.

Чтобы все было? Всем всего хватало и все были счастливы? Так не бывает. Сидишь себе в странной позе, придумываешь неведомо что, мечтаешь, а жизнь — она совсем другая. Она быстро тебя с твоими мечтами на место поставит. Вернет к реальности.

За свою жизнь мы слышали подобные монологи и участвовали в таких диалогах не меньше сотни раз. Это состояние ума, эта серия концепций и это настроение успевает развернуться у нас в голове буквально за долю секунды, обычно мы его даже не отслеживаем, просто фиксируем результат, принимающий либо форму легкого сплина, либо так называемого здорового цинизма, и позволяем миру из воображаемой чистой страны постепенно скатиться обратно к «неприглядной реальности».

Есть, конечно, типаж, который никуда не скатывается. Который, наоборот, возносится в заоблачную даль, полностью теряя связь с обычной жизнью. Эти безумноглазые вечно восторженные духовные искатели многим знакомы не хуже теток с диким макияжем и недовольных бабок.

Но что такое чистое видение? Это видеть будда-природу, а значит и потенциального Будду в каждом встречном и во всех явлениях. Что обычно мы видим? Всякий разный мир, многообразие проявлений, отфильтрованное нашими привычными тенденциями до определенной картины. Если в эту картину и постоянно создающий ее ум долго-долго вглядываться, то как раз и можно разглядеть истинную природу.

Вот тут-то многие из нас могут столкнуться с очень глубоким внутренним противоречием. Быть реалистом в советском и пост-советском пространстве часто значит верить в то, что если долго всматриваться во все, даже самое лучшее, то можно увидеть его неприглядную суть. В то, что ничего по-настоящему хорошего просто не бывает. А если кажется, что есть, то это ты еще как следует не разобрался в вопросе. Заговоры и конспирация — везде. Пост-советский и советский идеалист, он же безумноглазый духовный искатель, просто решает никуда не вглядываться, от греха подальше. Сказано — Будды, значит Будды. Чистая страна? Значит будет чистая страна. Уже сейчас. Все, как есть. Буквально.

Поэтому идеалисты вечно болтаются между восторгом и жестоким разочарованием, когда не вглядеться ну никак не получается, а реалисты перманентно смотрят на мир из-под насупленных бровей. Первые забывают, что Будды, которыми мы все являемся, еще не знают об этом, вторые забывают о том, что любое другое знание — одна из форм всепронизывающего неведения, которое должно быть устранено. Оба взгляда одинаково далеки от настоящего чистого видения.

Особенности взгляда на мир в разных уголках нашей планеты могут отличаться вплоть до полной противоположности, но каждый буддист, откуда бы он ни был, в итоге идет тем же путем, каким шли бессчисленные Будды и Бодхисаттвы. И чтобы войти в истинное чистое видение, сначала развивает сочувствие, желая всем существам счастья, радости и всевозможного изобилия, обусловленного и абсолютного, а в Ваджраяне еще и представляет, как они все это обретают здесь и сейчас, и радуется этому.

Тут-то циничный взгляд на мир и становится серьезным препятствием. Ладно, можно сделать несколько пожеланий перед медитацией или после. Ладно, можно насладиться честно заработанной через длительную упорную концентрацию фазой растворения. Но представлять всю эту радость и счастье постоянно? Еще и пытаться интегрировать это видение во всю остальную жизнь? Вся суть человека, воспитанного на том, что хорошо без подвоха никогда не бывает, этому противится.


Будто бы где-то на задворках сознания просыпается и выползает из воображаемой будки суровая вахтерша.«Стоять! Куда идешь?» — вопрошает она и, заслонив проход своим огромным телом, требует предъявить пропуск в чистую страну Великой Радости. А чтобы эти слова были весомее, ее сопровождает армия из теток в боевой раскраске и вооруженных подручными предметами бабок. И никакие садханы самых гневных защитников не в силах их разогнать.

Злость и хроническая нищета — большие препятствия на пути, но хуже всего именно зависть, ведь она не дает нам искренне желать безусловного счастья всем существам, особенно если такого счастья не было и нет у нас самих. Казалось бы, зная не понаслышке, что такое настоящее страдание, должно быть легко желать другим никогда его не испытывать, но нет: «Я так жил, и ты проживешь — перетопчешься!» или даже «Сам виноват, нечего было негативную карму создавать!»

Зависть ведет к перерождению в мирах полубогов, воинственных асуров. У них все было бы хорошо, если бы только не боги, у которых все гораздо лучше. Так они собираются в армии, чтобы все забрать и поделить поровну. Но есть еще и голодные духи, которые страдают от того, что все привлекательное обращается в прах и нечистоты, стоит только к нему дотронуться, или в огонь и яд, когда оказывается в их ртах, причиняя невыносимые страдания. Если же мы, люди, постоянно ищем изъяны в самом лучшем из того, что видим, не верим в то, что оно может быть действительно хорошо, без гнильцы изнутри, то это ничто иное, как семя кармы голодного духа или воспоминание о подобном перерождении. И нет в этом взгляде ничего здравого или мудрого.

Но почему так сложно отпустить чувство зависти? От чего так страшно, что кто-то будет счастливее раньше тебя? Что твой сосед первым придет к просветлению? От того, что всего всегда было впритык, и если кому-то достается больше, чем обычно, то значит другим будет меньше, если не поторопиться урвать свой кусок прямо сейчас, то можно остаться вообще ни с чем. Опыт жизни по большей части подтвержает эту малоприятную концепцию.

Самое главное, что научит нас испытывать радость, и обычную, и сопричастную, это понимание того, что именно наш ум — источник всего. Ум — пространство, проявляющее весь мир согласно кармическим отпечаткам и пожеланиям. Это пространство изначально свободно от концепций хорошего и плохого, счастья и страдания, и потому одинаково способно проявлять как высшие, так и низшие миры. Ум бесконечно щедр и неистощим на богатства, но точно так же он в силах снова и снова создавать картины страдания, если именно их мы и считаем реальностью.

Доступ к этому пространству есть у каждого живого существа. Самая злая из всех встреченных бабок могла быть сияющей дакиней в сфере безграничной радости уже сейчас, а всего-лишь сидит в подземном переходе и продает семечки, изо дня в день укрепляя свою картину мира.

Так же и мы изо дня в день воспринимаем наши мысли, эмоции и окружающие объекты. Природа всех их без исключения — пустота и блаженство. Но даже если у нас на стене висит плакат с напоминанием об этом огромным шрифтом, если эта надпись вытатуирована у нас на лбу, это не приближает к действительному пониманию ни на шаг.

А что приближает? Радость и пожелания счастья. Каждый раз когда мы искренне сорадуемся счастью, просветлению и всему хорошему, что есть у других живых существ, каждый раз, когда представляем, как это все у них спонтанно проявляется, мы засеваем в наш собственный ум семена этого для нас самих. Столько семян, скольким живым существам мы всего пожелали, столько, скольким достижениям мы порадовались. Потенциала в уме, несомненно, хватит на всех. Никто не останется на бортом, никто не будет обделен. Если до сих пор мы воспринимали мир, совсем не похожий на то, что приходится представлять, мир, в котором всегда чего-то было слишком мало, где за любую радость приходилось сурово расплачиваться впоследствии, это совсем не значит, что так должно быть всегда, что таков единственный порядок вещей. Мы набираемся наглости и желаем именно этого — безоблачного, безупречного — всем, всегда.

И когда наша внутренняя циничная тетка или злая бабка хмыкает: «Ишь чего захотел! Радости без боли! Яблок без червоточин! Абсолютного счастья и полного просветления всем живым существам без исключения!» — и потрясает воображаемой клюкой, чтобы поставить нас на ей одной ведомое место, нужно просто спокойно отвечать: «Да, именно так. Именно за этим я здесь, именно поэтому я практикую этот путь. Это — моя цель. Проявить из своего ума на благо всех живых существ именно такой мир, именно такую чистую страну, лишенную всех недостатков.»

И им не останется ничего другого, кроме как смириться с неизбежностью счастья. Не с неизбежностью боли и страдания, с которой мы жили большую часть времени, к которой уже привыкли, а с неизбежностью счастья, самого настоящего счастья. Тогда даже самая страшная из них — Великая Вахтерша — попросту закроет свою будку и уйдет в пустоту. Потому что какой же смысл спрашивать пропуск в чистую страну Великой Радости, если он всегда есть у всех — и это изначально присущая будда-природа.


другие тексты

 CTRL

интересно / Истории

© 2011 Оксана | кто это?