буддизм
фотографии
творчество
путешествия
кто здесь
RSS
справочник
разное
переводы
истории
личный опыт

Мотиваторы /

(опубликовано 24.02.2015)

Серия размышлений о том, как найти в себе мотивацию к практике, если ум лишен радости и желания жить. Часть о том, почему не стоит особенно менять или улучшать свое состояние перед тем, как начать практиковать.

Буддизм для унылых: часть 2-я


Процесс трансформации.



Даже если есть понимание и намерение хронически разочарованному человеку всеравно не так просто взять и изменить свою жизнь. Всего-лишь с дивана встать сложно, что уж о более серьезных переменах. Но тут опять нужно найти одно из положительных свойств депрессии — склонность обрубить все одним махом — и уйти практиковать в ритрите.

Да-да, я не шучу. В западной среде обычно принято, что ты сначала добиваешься некой стабильности в своей ежедневной практике, а потом уже начинаешь задумываться о чем-то более интенсивном. Но если почитать жизнеописания йогинов, достигших освобождения, то никто никогда — ни их учителя им, ни они своим ученикам — не говорил, что давай, сначала пару лет помедитируй по часу, а потом посмотрим, можно ли тебе сделать ритрит. Нет, наоборот, они говорили: все непостоянно, смерть может прийти в любой момент, собирайся и иди в горы прямо сейчас. И люди собирались, шли и достигали результатов.

Более того, если вы действительно находитесь в глубокой депрессии, то с началом ритрита в вашей жизни не так уж много изменится: вы также будете находиться с утра до вечера в вашей комнате, никуда не выходить, ни с кем не разговаривать, делать только одно: сидеть на подушке для медитации, смотря в свой ум и представляя что-то на заданную тему. А раньше вы лежали, смотря в потолок и представляли тысячи способов, которыми наконец-то сведете счеты с жизью. Но, главное, больше никто не будет вам ныть под ухом, что соберись, мол, пойди куда-нибудь, развейся, жизнь прекрасна, этим вызывая едва контролируемые рвотные позывы. Только подумайте: вы окажетесь среди таких же людей, потерявших к жизни интерес, и в среде, где подобное поведение не осуждается, а, наоборот, усиленно поощряется. Супер!

Вот только если вы новичок, то в закрытый ритрит прямо сразу не надо садиться, лучше пожить в каком-нибудь центре или монастыре, где есть такие же практикующие, с которыми можно общаться, спрашивать все, что угодно, и брать читать книги по теме. И, конечно, не стоит сразу обещать себе закрыться и не выходить до самого просветления. Лучше начать с пары дней, недели, месяца и трезво оценивать свою усидчивость, потому что когда из комнаты выходить не хочется — это одно, а когда нельзя — совсем другое.

Но только не слушайте тех, кто считает, что сначала нужно выйди из депрессии в нормальную жизнь, а уже из нормальной жизни — в ритрит. Я, как побывавшая и там, и там, говорю, что из депрессии гораздо ближе состояние отречения от Сансары и незачем тратить время, пытаясь сначала стать нормальным человеком с тем, чтобы тут же начать пытаться перестать им быть.

Если страшно и сложно решиться, то на помощь можно позвать свои же собственные суицидальные наслонности. Как бы вы представили собственную смерть? Веревка, мыло, люстра? Тостер в ванной? И обязательная записка, кого винить или не винить в произошедшем?

Закрытый ритрит — это почти смерть. У вас не будет никакой связи с людьми, которых вы знали, друзья и близкие потеряют связь с вами, вы более не сможете совершать привычные действия и бывать в привычных местах. Все так, будто бы вас уже нет. А потом через некоторое время вы снова появитесь — воскреснете — и сможете взглянуть на все новыми глазами. Физическая смерть такой возможности не дает, и это, кстати, еще одно преимущество ухода в ритрит над самоубийством, если идея реинкарнации вам совсем не близка.

Многие сейчас могут задуматься о том, что депрессия и разочарование — не самая лучшая мотивация для медитации, не говоря уже об интенсивной практике в ритрите. Что садиться на подушку, будучи движимым болью и фрустрацией — неправильно, нужно делать это, исходя из избытка счастья и радости. Конечно, очень хорошо испытывать счастье и делиться им с окружающими. Хорошо, когда все у всех хорошо внутри и снаружи. Именно поэтому мы всегда делаем пожелания счастья всем живым существам, желаем, чтобы они освободились от всякого страдания и низшие миры опустели.

Но если такой роскоши, как счастье, в вашем уме сейчас нет, то огромной ошибкой будет решить, что сначала вы это счастье для себя найдете, а потом уже будете практиковать Дхарму. Видя успешных, счастливых людей вокруг себя, может быть сложно поверить в то, что в Самсаре счастья нет, но это действительно так. То, что они переживают сейчас — результат их хорошей кармы, однажды он исчерпает себя и всплывут совсем другие впечатления. И абсолюно точно они все однажды умрут.

С точки зрения Дхармы мне меньше всего хотелось бы умирать, будучи успешной и счастливой в мирской жизни. Обусловленное счастье потому и обусловлено, что зависит от внешних обстоятельств — интересная работа, любимый человек, послушные дети, красивый дом — а в момент смерти вы это все теряете. Что может тогда испытывать ваш ум, вложивший так много в то, чтобы все это достичь и сохранить? Боль расставания и жгучее чувство потери. Пережитые в промежуточном состоянии, эти чувства приведут к рождению в местности, где ничего нет и всегда всего не хватает.

Чтобы иметь все и наслаждаться всеми гранями обусловленного счастья, при этом к ним не привязываясь, нужно в полной мере понять пустоту всех явлений. А для этого как раз и нужно медитировать. Так что подобный подход — не более чем уловка эго, чтобы мы и дальше продолжали скитаться по кругам Самсары. Дхарму надо практиковать начиная с того момента, как вы с ней встретились, в том состоянии, в котором вы с ней встретились. Для того она и дается.

Если же говорить о мотивации на благо всех живых существ, то в самом начале пути и не стоит ее от себя ожидать. Даже Миларепа, такой безупречно вдохновляющий пример, пошел практиковать потому что беспокоился о себе самом: уничтожив магией несколько десятков людей, он очень ясно понял, что хорошего перерождения ему не светит. Конечно, он испытывал невероятную преданность к своему учителю Марпе, но и силу эгоистичного желания спастись от страдания тоже не стоит недооценивать. И ничего, развил все качества, помог огромному количеству существ тогда и продолжает всех нас вдохновлять до сих пор.

Любящая доброта и сочувствие на абсолютном уровне — природа нашего ума. Когда мы эту природу в полной мере постигнем, то необусловленное сочувствие и все присущие ему качества проявятся сами собой. Это состояние — за пределами всех наших концепций, и хороших, и плохих. Чтобы вступить на путь и начать практиковать, совсем необязательно быть хорошим человеком, только и желающим счастья другим. Если бы это было правдой, Дхарма могла бы помочь очень ограниченному количеству существ, а она способна помочь всем без исключения. Можно быть самым отъявленным негодяем, эгоистом, конченым человеком, и всеравно однажды достичь Просветления.

Все, что нужно для начала пути — это доверие, раз, и желание выбраться из колеса перерождений, два. Если вы, читая этот текст, действительно задумываетесь, а не сесть ли мне и не сделать ли Нендро, ведь другие занятия не имеют никакого смысла, то, поздравляю, и первое, и второе у вас уже есть. Все остальное, — включая и мотивацию на благо всех существ, и сочувствие, и дисциплину, и даже радость с внутренним избытком — проявятся в вашем уме походу практики.


другие тексты

 CTRL

интересно / Истории

© 2011 Оксана | кто это?