буддизм
фотографии
творчество
путешествия
кто здесь
RSS
справочник
разное
переводы
истории
личный опыт

Мотиваторы /

(опубликовано 25.02.2015)

Серия размышлений о том, как найти в себе мотивацию к практике, если ум лишен радости и желания жить. Часть о том, чего стоит и не стоит ожидать от практики медитации, а также о доверии к Ламе.

Буддизм для унылых: часть 3-я


Удержать состояние.



Хотя теоретическая возможность достичь Просветления прямо с самым первым простиранием существует, очень высока вероятность, что это не ваш случай. И если первая сотня тоже уже сделана, а ничего такого особенного вроде как и не проявилось, только руки и ноги заболели, эта вероятность становится стопроцентной. Вам прийдется смириться с мыслью, что делать прийдется все Нендро во всеми его четыре раза по 100000, и даже потом на этом не останавливаться.

Не знаю, откуда в наших умах ожидание мгновенного просветления — то ли дзен-буддизм с его притчами, то ли изобилие рекламы, обещающей панацею от всех бед в одном флаконе — но это одна из тех идей, которые прийдется оставить в первую очередь. Хинаяна, Махаяна, Ваджраяна... везде прийдется много и упорно работать над своим умом. А потом в роли Бодхисаттвы еще больше и упорнее работать, помогая всем живым существам.

Но даже больше, чем мгновенного Просветления, не стоит ожидать того, что вы сделаете Нендро, еще парочку ритритов, и у вас в жизни все наладится. Обусловленное счастье посыпется на вас, как из рога изобилия, а с ним успех, слава, любовь и все остальное. Например, распространенное заблуждение ожидать, что сейчас я сделаю практику Мандалы, которая работает с привязанностью, моя карма очистится и я тут же встречу партнера, вместе с которым мы будем счастливы до гроба, а потом еще и в следующих жизнях найдемся. Результат очищения привязанности — это не счастливое партнерство или материальное богатство. И то, и другое проявляются только в зависимости от вашей кармы. Если же вы действительно очистили привязанность, то будете удовлетворены одинаково и наличием партнера, и его отсутствием, и богатством, и бедностью.

Если вы вложите в практику Дхармы мирские ожидания, то однажды, когда они не воплотятся, вы рискуете разочароваться в пути. Это абсурдно, ведь изначально было сказано, что в Самсаре нет ничего, кроме страдания. Ваша задача — освободиться от круга перерождений, а значит и от всех форм иллюзии счастья, которые могут в нем проявляться. Таким образом, не стоит искать обусловленного счастья ни до практики, ни после нее, ни, тем более, во время.

Ожидайте, что будет непросто. Что будет хотеться все бросить. Что будет выходить очень много боли и негативных впечатлений. Что будет всплывать очень много воспоминаний и старых привязанностей. Что вас будет бросать от эйфории до отчаяния в течении одного дня или даже часа. Ожидайте, что вы в какой-то момент разглядите в себе все мешающие эмоции и заблуждения без исключения. Ожидайте, что «я все знаю и понимаю» превратится в «я не знаю и не понимаю вообще ничего». Ожидайте, что со временем все происходящее и внутри, и снаружи будет все меньше вас задевать, что там, где раньше проявлялись обычные реакции гнева, зависти, привязанности и гордости будет больше радости и сочувствия.

Скучно не будет. Это абсолютно точно. Путешествие вглубь собственного ума — самое увлекательное из всех возможных путешествий, поверьте, это вам говорит человек, который колесил по миру 8 лет.

Хотя часто говорят, что буддизм религия опыта впротивовес религиям веры, поначалу очень многим понятиям придется именно доверять без возможности убедиться в их истинности на собственном опыте. Начиная с реинкарнации и закона причины и следствия, которые никак не докажешь эмпирическим путем, и заканчивая тем, что ваш ум с безначальных времен — союз блаженства и мудрости.

Если вам нравятся все эти идеи, подходы и медитации, все то, что называется словом Дхарма, то этого достаточно, чтобы начать практиковать. Но если вы настолько решительно настроены, что хотите достичь Просветления или хотя бы Освобождения в этой самой жизни, то нужно еще и доверять Ламе — учителю. Именно доверие к нему — конкретному человеку из плоти и крови, а не абстрактному понятию — позволяет вашему уму открыться настолько, чтобы отпустить все свои концепции и увидеть природу, лежащую за их пределами. Это особенные методы тантрического пути, Ваджраяны

Считается, что тантру могут практиковать только люди с высшими способностями. Но что такое эти высшие способности? Социум накладывает неизбежный отпечаток на наши представления о том, кто достоин, а кто не достоин самого быстрого пути. Обязательно ли это должны быть счастливые люди с избытком в жизни, свободные, открытые, раскрепощенные, бесстрашные? «Солидный Господь для солидных господ» — «Союз высшей радости и мудрости для самых радостных и умных.»

А если ты раскисшая мямля, в психике которой нет ни одного живого места из-за многочисленных неврозов, то, будь добра, сначала приведи себя в порядок, а потом уже нацеливайся на высший путь. Если ты несчастен по жизни, у тебя ничего толком не получается и ты в итоге собрался в горы медитировать — как последняя надежда на счастье — то даже и стыдно быть таким лузером, сбегающим от жизненных сложностей. Все это в корне неверно. С момента принятия Прибежища все обстоятельства можно разделить на благоприятные для практики и препятствующие. Чем меньше тебе терять по жизни, тем проще и легче практиковать. И то и другое — скорее преимущество, чем недостаток.

Также вы могли слышать утверждение, что из хорошего сна проснуться легче, чем из плохого, но этому сну совсем необязательно быть хорошим от начала и до конца. Если бы это было правдой, то самым благоприятным для практики Дхармы считалось бы перерождение в мире богов, которые только и делают, что видят хорошие сны. Но это не так, нет ничего лучше человеческого перерождения, в котором счастье и несчастье плотно переплетаются, демонстрируя непостоянство всего составного и тщетность всех усилий.

Миларепа, опять. Была у него счастливая жизнь? Нет. Легко ему дались поучения? Нет. Практиковал он в комфорте и изобилии? Нет. Достиг он Просветления за одну жизнь и принес пользу бессчетным существам? Да и еще раз да.

И даже самым несчастным невротичным людям совсем необязательно заваливать свой ум хорошими впечатлениями, чтобы проснуться. Для начала хватит и одного — сочувствия Ламы. Чем жестче впечатления в вашем уме, чем более полна страданием была вся ваша жизнь до встречи с реализованным Учителем, тем ярче и сильнее это сочувствие будет переживаться. И тем сильнее, ярче, полнее будет благодарность, которую вы ощутите, когда пелена завес рассеется светом истинной природы вашего ума. Тем глубже будет ваше к нему доверие.

Известный метод Махаяны — развивать сочувствие, думая о том, что все живые существа были нашими матерями. Некоторых людей это способно вогнать в такое состояние паранойи, что проще почувствовать сочувствие, представляя, что они все когда-либо тебя убили и съели. Так что же, Дхарма для этих людей закрыта, пока они не пройдут сложный и дорогостоящий курс психотерапии и не простят свою мать? Нет, они могут пойти в Ваджраяну и медитировать на сочувствие и доброту Ламы. А там любовь и благодарность к своей непросветленной матери приходит сама собой — к ней и ко всем остальным существам в равной степени.

Дхарма — совершенное лекарство для всех состояний ума. Если вам повезло с ней встретиться, ощутить доверие и оказаться рядом с учителями, которые, несомненно, щедро одарят вас своим безусловным сочувствием, то не нужно даже задумываться о каких-либо других подготовительных лекарствах или методах.

Хотя сейчас вы можете находиться в депрессии и ничего не хотеть от жизни, кроме как чтобы она поскорее закончилась, интенсивная практика медитации изменит вас. Мир заиграет новыми красками и захотите снова погрузиться в него с головой. Это тот самый момент, когда вопрос о мотивации станет актуален: ищете ли вы простое человеческое счастье или свободу от обусловленного существования для себя и других? Если окажется, что первое, то прийдется заново развивать в себе мысли о непостоянстве, неизбежности смерти и тщетности любых самсарических усилий, которые все без исключения подобны сну, и у вас уже не будет такого прекрасного бонуса. Возможно, жизнь покажется настолько прекрасной, что не захочется даже и думать о каком-то там непостоянстве.

Но если вы не сдадитесь и продолжите, то однажды обязательно первый раз переживете понимание, что все ваши желания, страсти, мысли, воспоминания и прочие отвлечения — неотличимы от самого ума и не имеют никакой собственной природы. Этот момент будет поворотной точкой, после которой уже не будет стоять вопрос, уходить от Самсары совсем или поискать там еще что-нибудь сладенькое. Абсолютно невозможно серьезно за чем-либо гнаться или убегать, если вы точно знаете, что это мираж. Это понимание — несравнимое счастье и свобода, и все ваше существо наполнится нерушимой благодарностью к Учителям, чье сочувствие и мудрость открыло вам эту простую истину. Вместе с благодарностью в уме естественно и спонтанно родится огромное сочувствие ко всем тем, кто блуждает среди собственных миражей, даже не подозревая, что они нереальны. Тогда у вас не останется другого желания, кроме как помочь им понять то же самое, и другого страха, кроме как забыть то, что вы поняли, и снова блуждать во тьме неведения.

Впрочем, даже после этого понимания вы все так же продолжите отвлекаться, уноситься в собственные мысли, тешить себя надеждами, испытывать желания, погружаться во всевозможные мешающие эмоции, переживать страдание, поддаваться лени и забывать о сочувствии. Просто теперь все будет менее и менее реальным с каждым днем, а ваша практика — да что практика, вся ваша жизнь — обретет новую непоколебимую точку опоры, основываясь на которой вы будете день за днем работать над тем, чтобы это понимание, неотделимое от сочувствия, пронизало каждую секунду вашего существования.


другие тексты

 CTRL

интересно / Разное

© 2011 Оксана | кто это?