буддизм
фотографии
творчество
путешествия
кто здесь
RSS
справочник
разное
переводы
истории
личный опыт

Концепции /

(опубликовано 10.01.2008)

Зачем человеку Бог?

Божественное плацебо


В медицине описан абсолютно особенный эффект - плацебо. Пациентам дают вместо лечебного препарата пустышку, говорят, что это сильнодействующее лекарство, и в некотором количесве случаев «лекарство» срабатывает. Это, конечно, вопрос веры, которая, как подметили еще христиане, может двигать горы.

А что может произойти с сознанием, если сказать человеку, что некто - Бог во плоти? И лишить всякой возможности это проверить. Результат данного эксперимента можно видеть в ашраме Саи-Бабы, в Индии, я провела там несколько дней и постаралась хотя бы приблизительно очертить данное явление.

Когда один из моих друзей первый раз оказался в Индии, он попал к местному астрологу. Астролог сначала рассказал много интересного про его прошлые жизни, а потом обнаружил брешь в карме, страшную угрозу. Угроза устранялась только чудодейственным амулетом за 50 евро, который мой испуганный друг тут же купил. И когда он восторженно рассказывал об этой не иначе как судьбоносной встрече, и о том, что амулет никому нельзя показывать, а то его магическая сила тут же пропадет, я, еле сдерживая смех, отвечала:

Конечно, пропадет! Первый здравомыслящий человек, которому ты его покажешь, скажет: что? Эта штука - 50 евро! Чувак, да тебя нае...! Какая ж тут магическая сила.

Мой друг тут же сник. Говорят, точно так же сникают и ученики Саи Бабы, когда подбираются к нему достаточно близко. Но подобраться к Свами совсем не просто, максимум на что может рассчитывать адепт без массивных вложений времени и денег - мельком увидеть божественное лицо с расстояния нескольких метров. Вопросы предполагается задавать в письмах, на которые обычно не бывает ответа, а также во сне. Но давайте посмотрим, что может происходить в уме, пока вера в то, что этот низкорослый индус с пышной шевелюрой всесильный господь Бог, остается нерушимой.

Благодаря Рерихам и прочим теософам Индия считается колыбелью духовности, и почему-то это мнение распространяется на всю страну без исключения, оставляя в головах самых эзотернутых туристов минимум места для здравого смысла, и максимум - для иллюзий чистой страны. Хорошо, если можно отделаться 50 евро и разочарованием в ясновидящих астрологах, которых просто так встречаешь на улицах Варанаси. Хуже, если кто-то сообщает такому туристу, что в нескольких часах езды живет Бог.

По жизни у нас в головах итак сплошная дуальность, разделенность на субъект и объект. А тут к извечной дилемме притянуть или оттолкнуть присоединяется третий лишний: всесильный Господь. И все, что нам нравится, становится его милостью. А все, что не нравится, - наказанием за наши грехи. Грехи, в свою очередь, это то, что нам не нравится в себе, или, в еще более запущенном случае, не нравится в нас некому Господом авторизованому дядечке. Налицо большая запутанность.

Но как, скажите пожалуйста, в таких условиях можно развиваться? Нормально. До поры до времени. Вера во всевидящее око, которое постоянно следит за нами, просто один из способов учиться осознавать все свои мысли и поступки. Для начала из-под палки, а потом, глядишь, и привычка появится.

Иногда дети балансируют на грани аутизма, придумывая воображаемых друзей. А когда взрослый человек боится остаться один на один с огромной безграничной вселенной, он придумывает себе большого друга - Вездесущего и Всемогущего. И жить сразу становится веселей, и ты не одинок. И всегда можно попросить о помощи, особенно если гордость не позволяет обратиться с просьбой к ближнему.

Буддийская идея о том, что нет никакого «я», никакой вечной неизменной личности, в том числе и нас самих, может быть очень пугающей для неокрепшего сознания. Очень сложно так сразу согласиться с тем, что есть только завесы в уме, причины и следствия. Чтобы прийти к этому и не сойти с ума, приходится постепенно самоучитожаться перед чьим-то величием, приближая собственную значимость к нулю, постепенно отдавая бразды правления происходящим неописуемому, неощутимому, всемогущему, всесоздающему Некто. Оттуда только один шаг до настоящей пустоты.

Но одно дело, когда Господь Бог где-то на небесах или просто всегда и везде, а другое дело, когда есть весомое, ощутимое воплощение - живой человек. Которого, хотя и не потрогаешь, зато можно увидеть с расстояния нескольких метров, чью фотографию можно купить в магазине и поставить у себя дома. Конечно, в этом случае сила воздействия на сознание многократно умножается.

Некоторые адепты утверждают, что аура Саи Бабы распространяется на 12 километров. Когда я лично верила, что Кармапа - божественное существо, я начинала чувствовать его Всевидящее Око за три часа от Калимпонга, а в самом Калимпонге периодически боялась не то чтобы сделать что-то неправильное то, а даже и подумать: он же все слышит и знает. Cам Кармапа сказал мне относиться к нему просто как к учителю, ведь в буддизме нет понятия бога и задействуются совсем другие механизмы сознания. А в ашраме Саи-Бабы все иначе - вера в божественность Свами используется в качестве главного топлива на пути.

Тут мы возвращаемся к истории о моем друге, чей магический амулет мог быть ежесекундно лишен своих сил одним трезвым взглядом, и понимаем, почему, в отличие от буддийских курсов, в ашраме стоит строгий запрет на фотографию. Мутные любительские снимки не только не смогут передать атмосферу святой веры (или, если хотите, тихого безумства), которая там царит, так еще и ясно видится картина мгновенного развеяния иллюзий вдохновленного адепта его менее восторженным товарищем: и этот - Бог? Да ты что, тебя...

Никаких фотографий. Пожалуйста, прикрывайте плечи и попы, носите, по возможности, белые одежды и, по возможности, молчите. Читайте книги Саи Бабы, медитируйте, не слишком увлекайтесь окрестными магазинами и уважайте окружающих. Даже если убрать все спецэффекты, которые могут происходить в нашей голове от одной мысли, что Бог живет в соседнем доме, нельзя будет не заметить положительных перемен от такого образа жизни. И вегетарианская еда, которая подается в столовых ашрама, добавляет к итак вознесенному состоянию еще больше легкости и ясности.

И представьте себе человека, который из жесткой совковой реальности, где люди не ставят друг друга ни во что, попадает в подобное место. Как он читает книжки, написанные простым человеческим языком, о том, что нужно любить всех и служить всем. Как этот человек, наконец-то, успокаивается и начинает смотреть внутрь себя. А внутри, известно что, - ясный свет ума. Атмосфера во многом аналогична буддийским монастырям и ритритным центрам, есть только одна значительная разница - все лучшее, что возникает, приписывается не изначально присущей просветленной природе нашего ума, а третьему лишнему - господу Богу, и даже конкретнее - Саи Бабе.

Недавно я видела сон, в котором гадалка расскладывала карты Таро. Сначала она с потрясающей точностью рассказала про ситуацию, в которой я нахожусь сейчас, этим пробудив доверие к ее особым способностям, а потом начала внушать мне собственное мнение по поводу того, что нужно делать. И я проснулась в возмущении тем, что теперь «вынуждена» поступать вопреки собственным убеждениям. Мне хватило приблизительно пяти минут, чтобы стряхнуть наваждение сна, но Саи-бабистам никто не дает и минуты ясности. Наоборот, раз за разом муссируются истории о драгоценных украшениях, материализованных Саи-Бабой, об особенном порошке, который сыплется из его ладоней, а раз в год Баба подтверждает свою божественность согласно особенному индуистскому правилу - тем, что рождает, а точнее - выблевает, лингам - что-то типа золотого яйца.

Все эти «факты» цепляют людей за представления о том, что такое Бог и всемогущество, открывая в них достаточно доверия, чтобы практиковать учение. Поверив, люди по возможности осознают собственные поступки под всевидящим оком Саи Бабы и жертвуют евро в местные благотворительные фонды, развивая щедрость.

Какими бы фальшивыми (или настоящими) ни были чудеса, которые творит Свами, результаты, которые люди получают благодаря собственной практике концентрации, могут быть только настоящими. В тот день, когда Саи Баба рождает лингам, в ашраме собирается многотысячная толпа людей. Они все в течении приблизительно пяти часов концентрируются на крошечной фигурке вдали и стремятся уловить отблеск золота - появление Лингама. Их концентрацию улучшает не только естественное любопытство, но и вера в то, что один раз увидев это особенное событие, ты гарантированно достигаешь освобождения после смерти. В такой атмосфере может происходить все, что угодно, а еще больше может додумываться и дорисовываться тонкой алхимией нашего сознания. Той самой алхимией, благодаря которой излечиваются больные, хотя и получают глюкозу вместо антибиотиков.

Эффект срабатывает, пока пациенты не знают, что им дают пустышку. Так что не стоит снимать на фото или видео, как Саи Баба вытаскивает очередную цепочку из рукава или украдкой глотает золотое яйцо перед тем, как показать его изнуренной многочасовым ожиданием толпе. Не стоит отбирать у людей их веру в чудо: они сами от нее откажутся, когда достаточно повзрослеют. Покуда же эта вера сильна, даже доказательства педофилии будут облачаться в божественный контекст: Свами делает это из сострадания, чтобы карма людей быстрее очистилась.

Для здравого смысла - чудовищно, но все имеет право на существование, если работает и помогает на пути. Покуда ученики не пытаются копировать своего неоднозначного Бога или хотя бы не нарушают уголовный кодекс, они могут верить во все, во что хотят верить. Мне же самой пришлось не раз покрутить пальцем у виска, напоминая себе о том, что мой фотоаппарат сломался не потому, что я собиралась фотографировать в ашраме всесильного Саи, не смотря на запрет, а потому, что любой аппарат сломается, если его регулярно ронять на землю, и если уж думать о чуде, то о том, которым он так долго прожил.

В любой религии есть место алхимии доверия, однако буддизм отрицает существование не только «я», что высшего, что низшего, но и творца-создателя, третьей силы, которая вмешивается во взаимодействие причин и следствий, благодаря прихоти которой на пустом месте ломаются фотоаппараты и возникают золотые кольца. Буддийские боги - такие же живые существа, подверженные смерти, рождению и страданию сансары.

Максимум моей веры в божественность Саи Бабы состоял в том, что он может быть земным воплощением одного из этих самсарических богов. И если небесные боги живут сроки близкие к вечности в обычном человеческом сознании, то их земные воплощения не отличаются особенным долголетием, и, очевидно, Саи Бабе осталось не так и много. Увы, это было очень заметно.

Самое сильное страдание, которое можно пережить в Сансаре, как раз страдание, которое переживает умирающий Бог. Он не только знает, что его полная наслаждения жизнь приходит к концу, не только переживает то, как от него все отворачиваются, но и, благодаря своему ясновидению, видит, где и кем ему предстоит родиться.

Возможно, что Саи Баба действительно обладает некими сверх-способностями, хотя и не в достаточной степени, чтобы пустить их на конвейер для многих тысяч адептов. Возможно, он осознает результаты, к которым привели его поступки. Возможно, он просто страдает от стареющего тела. В любом случае, в его присутствии меня не отпускало состояние щемящей тоски. И нарочито радостная музыка, нарочито шикарное оформление храма только усугубляли этот контраст: у живого Бога крайне грустное, усталое лицо.

Но это может быть моя личная алхимия сознания. Я же верю, что страдание, которое переживают Боги, - самое сильное страдание в Сансаре.


другие тексты

 CTRL

интересно / Истории

© 2011 Оксана | кто это?