буддизм
фотографии
творчество
путешествия
кто здесь
RSS
справочник
разное
переводы
истории
личный опыт

Концепции /

(опубликовано 06.11.2007)

Об излишней привязанности к внешним ритуалам, а также обо всем на свете, что определяется положением энергии в центральном канале.

Суть блаженства - чиста


Инстутут Карма Кагью в Киртипуре, известный как KIBS, придумал Шангпа Ринпоче. Он сам из Сингапура и во всем колледже преобладает азиатский стиль в буддизме, а это значит больше пудж, чем медитаций. Больше ритуалов, чем вечеринок. И больше благотворительности, чем ритритных центров.

Кхенпо Рамеш пообещал Шангпа Ринпоче учить в его колледже первые 5 лет, кто и что будет дальше - неизвестно. Институт совсем новый, работает только третий год, студенты только начинают узнавать о его существовании и приезжать. Немного странная организация: учеба выпадает как раз на самые холодные месяцы, притом что монастырь, в котором расположен институт, как и все индийские и непальские здания, зимой не отапливается. Можно взять обогреватель и греть над ним ладони, можно кутаться в платки и очень тепло одеваться. А можно собраться и уехать в КИБИ, где тоже крайне холодно в январе, но только 1 месяц, а не 4. А так - все та же Дхарма, те же классические тексты.

Я бы порекомендовала ехать в Киртипур тем, кто мечтает принять монашество, но никак не может решиться. Или просто любит мечтать о том дне, когда сумеет сделать этот шаг. Кхенпо Рамеш полностью и абсолютно уверен, что монашество - это сердце доктрины Будды, и иначе как в красных одеждах и с множеством обетов до просветления не добраться. И тут я с ним в корне не соглашаюсь, равно как и он не соглашает со стилем Ламы Оле. Из-за этого же Дхарма, которую он преподает, получается немного перекошена в сторону сутры и слишком буквальной интерпретации тантрических понятий преданности учителю и соблюдения самай. Я сама только-только начинаю действительно разбираться в том, что такое тантра, поэтому пока не буду распространяться на эту тему, просто расскажу одну историю.

Кхенпо объяснял нам уровни Бодхисаттв, степень реализации Архатов, как они различаются, а также то, что на высоких ступенях реализации Бодхисаттвы получают поучения Дхармы напрямую от Будды. В видениях и во снах. И спросил: кто из вас видит Будд во сне? Обвел взглядом замолчавших студентов, и, планово убедившись в отсутствии Архатов в этой комнате, продолжил говорить про высокие ступени реализации. Не могу сказать, чтобы мне часто снились Будды, последнее время мне и вовсе снится обычный человек, даже не буддист. Но как-то раз было. И жаль, что мне тогда не хватило смелости рассказать Кхенпо-монаху о своем сне.

Я была в форме Еше Кхандро, дакини Высшей Мудрости. Передо мной был Демчок, Будда Наивысшего Блаженства. Естественно, я его хотела. Естественно, мы соединились. Так, как на тханках, если вы присмотритесь, то увидите, что тибетцы не стесняются прорисовывать детали. Тогда я еще только начинала медитировать и буквально подсела на медитацию Будды Безграничного Света, Опаме, где нужно концентрироваться на точке над макушкой и очень сильно хотеть попасть туда. Я это делала и чувствовала движение энергии вверх, к голове. И когда энергия поднималась совсем высоко, по телу шли легкие приятные мурашки и, в общем, было очень хорошо. В то время я очень серьезно блюла «пожизненный» целибат, а секса уже не было столько, что я даже и забыла, на что это похоже. Я настолько серьезно относилась к своему воздержанию, что не позволяла себе никаких фривольностей даже во снах.

А тут передо мной Будда Безграничного Блаженства, и это не тот мужчина, которому можно отказать, особенно если ты в этот момент в форме Еше Кхандро, его законной партнерши. Мне осталось только расслабиться и получить удовольствие. Удовольствие было в форме сильнейшего оргазма, на который наложилась привычка следить за движением энергии, и вдруг оказалось, что это одно и то же.

Удовольствие во время физической близости и блаженство движения энергии по каналам во время медитации. Одно и то же. Не «похоже», не «как», не «напоминает», а попросту одно и то же. Тот же самый поток энергии снизу вверх. А над макушкой - точка наивысшего блаженства.

И вот я проснулась, в шоке от этого понимания. Цитировала в своем дневнике песню Еше Цогьял о просветленной природе мешающих эмоций, о том, что «если не цепляться за сияние, суть блаженства - чиста.» Тогда же первый раз посмотрела на свой обет воздержания, как на результат сознательно культивируемого отвращения к телу. А что такое отвращение? Мешающая эмоция, и мне пришлось основательно с этим поработать, делая практику Алмазного Ума.

Еще через некоторое время в одной из медитаций вышло интересное то ли воспоминание, то ли просто состояние ума: я уже очень старая, и я умираю. Я понимаю, что не растворюсь в радуге, что не достигну просветления в этой жизни, и мой труп будет пахнуть далеко не фиалками. Я всю жизнь так верила в будущее просветление, блюла огромное количество обетов, делала медитации, стремилась и надеялась, рассчитывала на то время, которое у меня оставалось, рассчитывала успеть. Но все, времени больше нету. Я просто умираю. Просто очень старая монахиня.

Подружка недавно шутила, пытаясь предостеречь другую подружку от встреч с симпатичным тибетцем: «Сначала черные раскосые глаза, а потом дети, кастрюли, старость, болезнь и смерть». На что я, смеясь, отвечала: «А так - просто старость, болезнь и смерть. И никаких раскосых глаз.»

Так что я ни от чего больше не отказываюсь, а в особенности от его прекрасных глаз. И, как мне сейчас кажется, единственное по-настоящему неправильное сексуальное поведение, это спать не с тем, кого ты действительно любишь, а с тем, от кого ты что-то хочешь взамен. Не отдаваться, а продаваться, пусть и за высокую идею. Будь то йога союза, будущие дети или благо всех живых существ.

Сейчас бы я, конечно, рассказала Кхенпо о своем сне. И, возможно, о последующем воспоминании. Но не было повода. В этот раз ему итак было сложно видеть меня, столь не вписывающуюся в его концепции, в столь почитаемой им красной одежде. Но моя совесть чиста. Монашескую одежду можно носить, если соблюдаешь 8 обетов мирянина. Если так уж нравится красный цвет и тибетская классика, то совсем необязательно бриться и принимать пожизненный сан. Нам это рассказали в КИБИ, и странно, что Кхенпо не говорит об этом своим студентам. Обет полного сексуального воздержания дают только монахи, мирянам можно просто быть честными с собой и партнером. Когда я узнала об этом, я очень хотела дать 8 обетов. Моя мечта, моя красная одежда замаячила передо мной. Я пошла спрашивать Кармапу, и он только подтвердил давнее внутреннее решение - жить без официальных обетов - сказав, что достаточно просто искреннего обещания самой себе.

Единственное, в чем ко мне сейчас можно придраться, это четки из янтаря, слишком уж драгоценные по сравнению с обычным деревом. Но 50 евро, которые они стоили - подарок от родителей на день рождения - ничто по сравнению со стоимостью моего ноутбука или билетом на самолет в Дели. Изменились времена и изменились соотношения цен. А так - я даже музыку не слушаю и не танцую, не говоря уж о том, чтобы убивать, воровать, обманывать, употреблять изменяющие сознание вещества и уводить чужих мужей. Обет же «не сидеть на высоких сидениях» в наше время скорее можно истолковать как пионерское «уступать место в транспорте старикам и женщинам с детьми» - просто не сидеть самому, когда есть те, кому это нужно больше, чем тебе. Отказываться сидеть на стуле в контексте современной культуры будет просто смехотворно. Никакого блага это не принесет, только вред от раздутия собственной гордости.

Да и само монашество, если оно сильно подчеркивается, в своей основе имеет гордость: часть мира или способ жизни, который ты считаешь идеальным, который очень непросто удержать в переменчивом потоке жизни. Который напоминает дамбу на реке, и в поддержание этой дамбы ты вкладываешь огромное количество усилий, а то, что дамба держится, вселяет в тебя иллюзию власти над потоком. Вот и Кхенпо очень гордится, что он - монах и строго блюдет все обеты. И часто можно видеть, как он высоко поднимает подбородок от перекоса энергии в голове. Притом, что Кхенпо обладает такой же будда-природой, и делает, то что делает, говорит то, что говорит, только потому что желает людям добра. И действительно верит в то, что монашество - путь к просветлению.

И я его понимаю, я его действительно очень хорошо понимаю. И я очень ему сочувствую. Я знаю, как сложно отказаться от всех своих идей, от всех своих спасительных плотов, за которые ты держишься, чтобы не утонуть в океане. Полностью довериться стихии, полностью отдаться своей будда-природе.

Ведь очень, очень хочется достичь просветления. Очень хочется приплыть на своем плоту, бревне, каравелле в чистую страну. Пристать к ее берегам, найти свое вневременное пристанище. Очень хочется. Так хочется, что забываешь, что океан - уже здесь, уже вокруг нас. Мы барахтаемся и тонем в нем с безначальных времен. В своей будда-природе. В своем просветлении.


другие тексты

 CTRL

интересно / Разное

© 2011 Оксана | кто это?