буддизм
фотографии
творчество
путешествия
кто здесь
RSS
справочник
разное
переводы
истории
личный опыт

Мотиваторы /

(опубликовано 31.12.2016)

Небольшое размышление на тему.

Прибежище и Бодхичитта


Уходя — уходи.

Для практики очень важна готовность идти ва-банк, не оставляя путей к отступлению и запасных вариантов. Если принято прибежище в трёх драгоценностях и трех корнях, то и держаться его. Пребывать в твердой уверенности, что единственная реальность ума - Будда, непреклонно следовать всему разнообразию методов ее актуализации трёх колесниц, не слушать советы и претензии тех, кто не является сангхой, полностью доверять инструкциям своего Ламы, не пытаясь что-то изменить или придумать, потому что так кажется правильнее, каждую секунду отпускать обычные восприятия всего в окружающей жизни, видеть мир, как йидама и мандалу, и, наконец, препоручать устранение препятствий защитникам, а не подходить к ним с обычной, мирской точки зрения.

Обычно же хочется думать так: вот я сейчас посижу в ритрите, а потом можно будет снова жить, как раньше, только я при этом буду радостнее, счастливее и, возможно, обрету сиддхи. С этим подходом практика, по сути, деградирует до способа улучшить свою жизнь. С таким подходом можно просто покупать новую мебель, одежду или менять супруга и место жительства, надеясь, что это сделает тебя счастливее. Истинная задача практики не в этом, а в том, чтобы взять себя за макушку и вытащить из всей своей жизни целиком, не оставив там ни ноги, ни даже кончика пальца. И куда? Не в какую-то другую, более комфортную, более правильную жизнь, а в пространство пустоты и ясности, свободное от концепций.

Задача практики – освободиться от цепляния за все что бы то ни было без исключения. Избавляясь от цепляния за неприятные, негативные состояния ума, чувствуешь радость, облегчение и желание практиковать дальше. Но когда осознается неизбежность освобождения от цепляния за все приятные, желанные и правильные состояния ума, чувствуешь глубокий шок и желание сбежать куда подальше. Понимаешь, что на это ты не подписывался, ни один человек в здравом уме и памяти на такое в принципе не может подписаться. И на этом этапе очень важно глубокое понимание непостоянства, глубокое понимание того, что вера в то, что нечто обусловленное, нечто формализуемое, нечто, на что можно указать и сказать "вот оно", может быть источником счастья — глубочайшее из всех наших заблуждений. Так отсекается привязанность к самсаре и принимается прибежище в Будде, истинной природе ума, непреходящей и неизменной, свободной от любых завес. И принимается не один раз, а каждую секунду, каждый раз когда в уме что-либо всплывает, воспринимается как нечто отдельное, и это восприятие приводит к естественному проявлению цепляния или отталкивания. Каждый раз, непрестанно, без разбора на то, хорошее что-то возникает или плохое.

Но одного этого понимания недостаточно. Нужна еще и мотивация. Иначе постоянно будет хотеться спросить себя: и зачем же мне это делать? Зачем мне отпускать все, если бы я мог просто наслаждаться игрой мимолетных форм, понимая их непостоянство? Мотивация сочувствия, выворачивающего наизнанку сочувствия ко всем живым существам, которые бесконечно страдают при том, что избавление от этого страдания ближе им, чем их же собственная кожа. Избавление, от этого абсолютно бессмысленного непрестанного страдания цепляния за субъект и объект, которое полностью в их силах.

И уже неважно были они все когда-то нашими матерями, бабушками, сестрами, врагами, хорошими, плохими, такими, сякими. Это как видеть ошибку в уравнении, слышать фальшивую ноту в мелодии. Это чувство возникает само собой и свободно от концепций. Оно идентично пониманию природы ума и неотделимо от нее. Оно естественно и спонтанно. Но до того, как такое сочувствие-мудрость будет актуализировано, на все вопросы "зачем?", которые не удается растворить в естественном состоянии ума, нужно иметь только один ответ — "чтобы освободить существ, моих бывших матерей, от страдания". Любой другой ответ словит нас в свои сети не сегодня, так завтра, любой другой ответ однажды приведет к тому, что мы найдём повод не отказываться от самсары, а раз так, то однажды и отпадет необходимость в практике.

Отречение и сочувствие — основа, без которой даже самая высокая, самая тайная тантра превратится из метода Дхармы в модный тренинг и не освободит нас, а просто прицепит к эго пару медалей "за годы в ритрите", "за миллион мантр" и "почетный труженик колокольчика и ваджры". А когда прийдет время умирать, эти "просветленные" медали будут потеряны так же, как и все остальное, за что ум судорожно цеплялся в поисках обусловленного счастья.

Начинающий практик напоминает себе о неизбежности смерти и старается жить так, как если бы предстояло умереть завтра. Настоящий йогин живет так, будто бы уже умер, и поэтому полностью свободен. Какие запасные варианты могут быть у мертвеца? Куда ему отступать? Что терять?

Пусть все живые существа достигнут состояния полного освобождения и просветления как можно скорее!


другие тексты

 CTRL

интересно / Разное

© 2011 Оксана | кто это?