буддизм
фотографии
творчество
путешествия
кто здесь
RSS
справочник
разное
переводы
истории
личный опыт

Ощущения /

(опубликовано 17.06.2007)

Можно ли описать нашу цель пути?

Переживание и Просветление


Некоторое количество лет тому назад у меня было нечто, что я назвала «увидеть божественный свет». Тогда это переживание для меня было очень важно, в каком-то смысле оно «отвратило меня от сансары», потому что показало блаженство, которое не сравнимо ни с чем, что я переживала раньше.

Когда я встретила Кармапу и доехала до него в Индию, один из первых вопросов, который ему задавала, был как раз об этом переживании. Я описала его подробно, включая калейдоскоп образов прошлых жизней, чувство любви и полного единства, широты, свободы и отсутствия эго. «Кармапа, скажи, это было просветление?» и я ждала услышать что-то типа: «Да, просветление как раз такое, когда ты научишься удерживать это состояние - это будет оно.»

Но Кармапа ответил нечто иное. он ответил, что это, должно быть, результат медитации, но Просветление - это нечто постоянное. если оно пришло, то оно уже никуда не может деться.

Потом я приходила еще много раз, рассказывала про другие волшебные переживания. Один раз, единственный раз, когда он мне что-то долго объяснял, он говорил, что не имеет никакого значения, что я чувствую во время медитации: я могу чувствовать себя очень хорошо или очень плохо, важно только то, как я удерживаю концентрацию.

Однако мои переживания все еще казались мне очень важными. Шутка ли, увидеть тханку на голой стене, или мандалу, или блаженство, которое электричеством пробирает твой спинной мозг и каждая клеточка вибрирует от счастья. Или мне было очень плохо, и в голову лезли мысли, которые ни в коем случае нельзя было думать. Неизменно Кармапа отвечал то же самое: «Просто позволяй этому проходить. Если это приятно - испытывай сопричастную радость, если нет - просто позволяй пройти.»

Не подкрепленный вниманием, этот поток ума начал ослабевать, и я разглядела ошибочную тенденцию в уме. Нам кажется, что Просветление - это какое-то состояние. Какого-то особенного блаженства. Или единства. Что-то, чего не было раньше, что нужно найти, достичь и удержать.

Найти, достичь и удержать. Это же и есть самая настоящая сансара! И цепляние за какое-либо приятное состояние в медитации по сути ничем не отличается от цепляния за любимого человека, квартиру, машину. Там, где есть цепляние, там рождается и гордость: оттого, что у меня это есть, а у кого-то - нет. Там, где есть цепляние, есть и отталкивание: все, что не является этим, неприемлемо. Там - и зависть тому, у кого это есть. И самая настоящая сансара может разыграться в стенах монастырей и пещер.

Но Просветление по самой сути своей не может быть определено. Познание природы ума, которая присутствовала всегда, не может быть чем-то непостоянным. Если вы переживаете что-то, чего не было 15 минут назад, и думаете, что это, должно быть, Просветление - это точно не Просветление. Это не что-то, что имеет начало и конец, не что-то, что играет в уме, что ум может переживать. Просветление - это сам ум.

Обычно говорят о шести мирах сансары, к рождению в которых ведут те или иные состояния ума. Помимо них есть еще 16 уровней мира форм, соответствующие 4м уровням медитационной концентрации, и 4 уровня мира без форм. Это все - определенные потоки ума, способы восприятия мира.

Чувство несчастья, одна из завес ума, полностью устраняется на 2м или 3м уровне самадхи. На 4м уровне самадхи полностью устраняется завеса ощущения счастья. «Бесконечный, как само пространство» и «бесконечный, как само сознание» - так называются два из четырех уровней бесформенных миров - если мы зацепимся и будем пытаться удержать одно из этих состояний, результатом будет рождение в соответствующем уровне.

Весьма \\\\\\\"относительное\\\\\\\" рождение, ведь у нас не будет тела и 5ти органов чувств. Весьма долгое существование, которое может длиться много кальп, почти вечность, но только почти. Будучи конечным, оно когда-нибудь закончится. Всплывут другие впечатления в нашем уме и мы обретем другое рождение.

Никакое состояние не может быть выходом из колеса сансары.

И здесь становится понятным, почему природу ума называют тайной. Это совсем не значит, что что-то нужно держать в секрете и никому не говорить. Дело в том, что какими бы ясными словами мы ни описывали ее, какими бы четкими жестами, ни указывали на нее - сорвавшееся с наших уст определение, жест руки, представление ума - будет частью сансары. А сама природа ума, сколь бы громко о ней ни кричали, всеравно остается тайной.

И поэтому нельзя четко указать цель пути. можно только очертить путь ее достижения, ведь сам путь все еще существует в сансаре, пока есть куда идти и к чему стремиться. А цель - вне сансары. Непередаваема, но достижима. Потому что всегда была здесь.


другие тексты

 CTRL

интересно / Истории

© 2011 Оксана | кто это?