буддизм
фотографии
творчество
путешествия
кто здесь
RSS
справочник
разное
переводы
истории
личный опыт

Мотиваторы /

(опубликовано 19.10.2015)

Про поиски второго дна там, где и первое ещё не найдено.

Про поиски себя настоящего


Во времена Советского Союза был фильм о том, как кто-то изобрёл аппарат, который вычисляет, в чем у человека талант. На нем по большей части проверяли всяких детишек, но заодно протестировался и главный герой - писатель. Умная машина показала ему, что к писательству у него только 50% таланта, зато к тому, чтобы быть клоуном - больше 90%. И в фильме пару раз показывают, как этот герой представляет себя на сцене в клоунском амплуа и осознает, насколько это ему нравится и насколько счастливее он мог бы быть.

Этот образ и это состояние ума - очень типично для нашего времени. Лама Оле как-то раз сказал, что в Тибете ты мог стать либо земледельцем, либо ламой, либо разбойником, даже если добавить сюда ещё, скажем, кузнецов, охотников и торговцев, то все равно очевидно, что большого выбора ни у кого не было. В наше же время перед каждым человеком встаёт полный спектр всевозможных занятий, профессий, отличных и по необходимым знаниям-способностям, и по сопутствующему образу жизни. Модель или шахтер? Журналист или программист? Тургид или библиотекарь? Физик-ядерщик или продавец в магазине? Менеджер? Блогер? Политик? Строитель? Врач? Зубной или гинеколог? Психолог или хирург?

Добавим к этому ещё то, что традиция детям выбирать семейную профессию практически исчезла. Как подросток, у которого за спиной только школа с фиксированной программой и почти никакого реального опыта, может сделать выбор? Да фактически только наугад, в угоду родителям, проецирующим на ребёнка свои неисполнившиеся мечты, или согласно тому, что считается престижным именно в этот момент времени. А ведь есть ещё гендерные стереотипы. Мальчику, например, хочется одевать кукол в красивые платья, а ему говорят - не мужское это дело. Девочке хочется лазить по деревьям и драться, а её заставляют крутить на голове косички и бантики.

Потом это поколение вырастает и при первых столкновениях с истиной того, что самсара - страдание, задумывается не о прекращении порочного круга цепляния, хватания, рождения и смерти, а о том, что, может быть, проблема в том, что они просто не тем в жизни заняты. Что живут согласно общественным установкам, а по-настоящему им хочется жить совсем иначе. И тогда они могли бы быть действительно счастливы. Клоунами, а не писателями.

Так начинаются бесконечные тренинги по поиску своего "настоящего я", своих "истинных желаний и склонностей", "открытию себя", "принятию себя" и прочее, прочее. Все это подобно поиску второго дна, там, где и первое дно еще не найдено.

Нельзя отрицать, что высвобождение забитых вглубь тенденций и застарелых желаний приносит мимолетное чувство радости и облегчения, но по большому счету это все пустая трата времени.

Плотниками мы будем тратить драгоценные дни человеческого перерождения или научными работниками, дизайнерами или ассенизаторами - мы все умрем, так и не поняв самого главного: что "я" - это самое большое заблуждение в нашей жизни.

Если в действительности нет никакой сущности, подверженной тенденциям, то как можно разделять эти тенденции на приходящие извне ("навязаные") или изнутри ("истинные")? Нет между ними никакой разницы. Это подобно черчению кругов на песке и перекладыванию камушков из круга наружу или наоборот. Потом на берег накатит волна и не останется ни кругов, ни камушков. Кто вспомнит о твоих терзаниях по принятию того или иного камня внутри или снаружи уже исчезнувшего круга?

С точки зрения практики ваджраяны это все не имеет никакого значения. Мы должны смотреть не на то, что конкретно происходит в нашем уме, а на то, как оно функционирует. А функционирует оно очень просто: покуда есть разделение на субъект и объект, есть "я", есть цепляние и отталкивание, весь набор мешающих эмоций и вся самсара. Мы движемся от веток с плодами по стволу к корням, чтобы отсечь их раз и навсегда. А уж как маркированы эти ветки: "я", "истинное я", "супер-эго", "подсознание" - неважно.

Конечно, интересно увлечься историей дерева, кто его посадил, почему оно выросло именно такое, кто маркировал ветки и почему маркировал их именно так, а не иначе, посидеть на одной, посидеть на другой, но к выполнению задачи - отсечению корней - такие размышления не приближают на ни на йоту. И относиться к этому всему нужно только лишь как к отвлечению и трате времени.

Да, бывает так, что желание отвлечься настолько сильное, что противостоять ему нет никаких сил. И когда эта карма исчерпывается, возникает чувство облегчения и кажется, что проживание её было необходимым условием для того, чтобы практиковать дальше. Но это тоже ошибка. В любой момент мы способны осознать привязанность к любому из зреющих семян и отпустить её. Без питающей росток привязанности он усохнет и растворится сам собой. Ресурс нашего времени в человеческом теле не бесконечен, лучше не тратить его попусту.

Если уж говорить о неком относительно существующем "я", то нет ничего, что бы не было "нами", внешние или внутренние влияния в одинаковой степени - наш собственный ум и ничего другого, кроме нашего собственного ума. Мы можем быть ими порабощены или потерять контроль из-за них только лишь в той степени, в которой сами это с собой делаем.

И когда устраняется привязанность к объекту состояний ума, когда устраняется идентификация, что "я есть это", то ясно проявляется будда-природа, изначально присущая радость и мудрость, свободные от концепций. Только об этом и стоит заботиться, все остальное - пустые отвлечения.


другие тексты

 CTRL

интересно / Разное

© 2011 Оксана | кто это?