буддизм
фотографии
творчество
путешествия
кто здесь
RSS
справочник
разное
переводы
истории
личный опыт

Кармапа Тхайе Дордже /

(опубликовано 16.01.2015)

Интервью с 17м Кармапой Тхайе Дордже, взятое Памелой Гейл Вайт.

Алмазоподобная решительность


Кармапа Тхайе Дордже


Ваше Святейшество, что такое Кармапа?

Карма это слово на санскрите, которое значит действие или активность. Па — тибетское слово. Оно значит того, кто держит или заключает в себе это действие или активность. Таким образом, его скрытое значение — бодхисаттва, и это, в свою очередь, значит человека с очень добрым сердцем и великой мудростью, который держит и продолжает активность Будд.


Кармапы — верховные главы линии приемственности Кагью. Можете ли вы рассказать мне что-нибудь о вашей линии?

Начиная с первого Кармапы, Кармапы Дюсум Кхьенпа, Кармапы всегда держали линию приемственности Карма Кагью. Чаще всего Кармапы и Шамарпы узнают друг друга; они главные люди, по очереди заботящиеся о линии. Различные реинкарнации Кармап передавали знание Будд, Дхарму, через очень уникальный метод. Уникальный не потому, что отличается о того, чему учил Будда, а потому, что выражен уникальным способом. Поучения, которые мы держим — Шесть Йог Наропы и Махамудра вместе с Ламримом Кадампы.


В чем их особенность?

Ламрим в основе своей — постепенный путь, постепенный процесс. Этот постепенный прогресс очень важен для любого, кто хочет достичь цели. Чтобы понять что-то или достичь чего-то, нам нужно пройти шаги от первого до последнего. Существует постепенный путь достижения просветленного состояния ума, где ты свободен от двух основных двигателей обусловленного мира: клеши, мешающие эмоции — попросту, запутанность — и причинная связь, карма или кармические долги. Отсутствие запутанности — это ясность, и отсуствие кармических долгов — то, что у нас есть полный контроль и мы более не ведомы кармой. Мы даже можем сами влиять на карму вместо того, чтобы быть под ее влиянием.

Обусловленный мир также становится обусловленным постепенно — к нам не приходит печаль или кризис [щелкает пальцами] вот так. Это процесс. Одно непонимание следует за другим, поверх этого сначала накладывается немного запутанности, потом суждения, потом еще наши попытки убрать запутанность или мешающие эмоции приводят к развитию неправильных идеи, и снова накладывается еще больше слоев запутанности, в итоге все это становится привычкой, чем-то естественным для нас. И мы думаем, что это и есть то, чем мы являемся, что это наша человеческая натура. Как результат, у нас случается кризис. Постепенный путь — способ повернуть этот процесс вспять.

Махамудра это абсолютный взгляд на то, чем является просветление. По сути, Махамудра — цель, и постепенный путь позволяет нам достичь ее очень спокойно и без насилия. Никто не хочет запутанности, все хотят ясности, прозрачности, спокойствия. Но абсолютная истина не может бы показана или передана тебе просто так [делает быстрый жест руками]. Махамудра — это метод, уникальный процесс примеров и метафор, которые учат тому, что можно переживать ясность ума и иметь полный контроль над своей жизнью.

Также понимание, что другие, точно такие же, как мы, с похожими желаниями и потребностями, не имеют этой ясности и не обладают этим методом ведет к невыразимому безусловному переживанию сочувствия. Это не то, что мы обычно думаем о сочувствии, такое сочувствие проявляется естественно.


Согласно классическим биографиям и текстам, у великих реализованных Бодхисаттв есть магическая, сверхчеловеческая сторона. Говорится, что у многих Кармап были великие способности, например всеведение. Есть ли у вас особенные способности? Вы всеведущи?

Когда тренируешься в иллюзорной природе явлений, есть точка, в которой обретается уверенность и становится возможно как бы трансформировать любое окружение в благоприятное. Но это очень сильно отличается от магии по моему мнению. Если говорить о реализованных бодхисаттвах, то, что выглядит как сверхспособности, это не совсем магия, а просто понимание того, как все функционирует. Например, изначально очень трудно уместить в уме идею о том, что несколько сотен людей действительно способны лететь в пространстве, в небе, в трубе с крыльями. Но если ты понимаешь, что это благодаря такой-то формуле, такому-то уравнению, двигателю и так далее, оно становится вполне нормальным.
Когда мы слышим слово «всеведение» это снова звучит, как магия, так мы к этому относимся. Но всеведение не похоже на магию, оно также очень логично по моему мнению. По сути, если ты искусен в обретении опыта, то ты можешь быть всеведущ.


Как вы были узнаны в качестве 17го Гьялва Кармапы?

Меня узнал мой учитель, Его Святейшенство Шамар Ринпоче, примерно в возрасте 11ти лет.


Существует разногласие относительно вашего узнавания Шамаром Ринпоче. Большое количество мастеров линии Кагью, Далай Лама и китайское правительство признали Ургьена Тринлей в качестве Кармапы. Что вы можете сказать по этому поводу?

Всегда существуют разногласия, они — часть жизни. Нет жизни без препятствий, нет жизни без проблем, нет жизни без разногласий. Это неизбежно. Невозможно сказать: «У меня есть жизнь, и я хочу, чтобы она была абсолютно спокойной.»
Как практикующие, как Буддисты, мы стараемся использовать любые существующие препятствия и трансформировать их в нечто осмысленное. Делая так, мы действительно много узнаем про то, как продвигаться по пути, и мы развиваем более широкую перспективу жизни.


Как может линия передачи, ваша линия передачи, быть положительным влиянием в сегодняшнем мире?

Что ж, мы стараемся адаптироваться и смотрим, что работает, а что не работает. Мы ищем возможности основывать более открытые организации и университеты, а также проекты с акцентом на окружение, медицину и тому подобное. Например, сейчас мы строим институт, чтобы люди, особенно европейцы и молодые люди, могли иметь доступ к Дхарме — не в том смысле, что мы продвигаем буддизм, мы просто даем доступ к знаниям: наукам ума, тела, мира. Перед началом практики нам надо получить знания.

Традиционно наша школа подчеркивает практику, Кагьюпы хорошо известны своей медитацией. Если говорить о сущностной практике, то польза линии передачи может проявиться только благодаря тому, что мы следим за тем, чтобы мы сами защищали ее, сохраняли настолько аутентичной, насколько это возможно, и старались практиковать ее в наших жизнях. Делая так, мы будем способны преодолеть препятствия, когда наступит наш собственный большой кризис, и мы станем примером для других. Естественно, другие разовьют интерес.

Таким образом, главная цель — иметь впечатляющую линию практикующих и показывать, что все это работает: учения Будды работают. Просто видеть такой пример, я думаю, может вызвать вдохновение, вместо слов о том, что «давай, ты должен это практиковать, а то будет конец света.»


В блоге, который вы вели на сайте Uk Huffington Post прошлым летом, вы рассуждали на тему богатства. Чтение этого блога принесло понимание того, как разительно отличается ваш мир от мира ваших 16ти предшественников. Вы бы не могли немного рассказать про то, что изменилось, что осталось таким же, и как эпоха влияет на вашу активность?

Я уверен, что начиная с самого первого Кармапы и до моего предшественника, 16го, каждое перерождение сталкивалось со своими собственными переменами и несомненно вынуждено было адаптироваться. Но 21й век был наиболее резко меняющимся временем когда-либо — только за последние 10 лет случилось уже немало перемен. Мы тоже должны адаптироваться к переменам. Но если говорить о самом методе, то он вне времени, нам не нужно сколько-нибудь адаптировать его. Люди всегда стараются находить новые тренды в машинах, одежде, еде, напитках — все время, да? Но все же, классика это классика, она вне времени. Подобным образом, я думаю эти методы вне времени, они — классика. Они никогда не изменятся.


Может методы и не поменялись, но способ, которым разворачивается ваша активность, был вынужден поменяться, разве не так?

Конечно. В современном мире медиа — что-то, что мы не можем избежать и к чему должны адаптироваться. Мы живем в эре, где должны поддерживать связь со всеми и сообщать, что мы делаем и что делают другие. В определенной степени в этом есть огромный положительный потенциал, как если бы все было прозрачным.

Я старался адаптировать практики и поучения к современному миру как только мог, чтобы, если возникает нужда в учении Будды и методах Карма Кагью, то они были бы доступны.


Какие ощущения у вас вызывает мир? Оптимизм? Уверенность? Пессимизм?

Я думаю, в один момент моего ума, все. Все вместе. Возможно, это лучший способ описать это. Есть паника, потому что даже не смотря на многочисленные предметы роскоши, люди всеравно не счастливы. На самом деле, если бы моя покойная бабушка была здесь, она бы сказала — и я бы согласился — что в современном обществе есть все, что нужно человеку. Все. Поэтому действительно весьма шокирующе видеть, что все еще есть проблемы. Вы понимаете?

Я не могу понять, почему случается насилие, когда у вас есть все. В развивающихся странах это можно понять, да? Потому что они стараются развиваться, стараются как-то соревноваться с развитыми странами, и много волнения и насилия — естественный результат. Но есть цивилизованные нации и города, и всеравно есть насилие. Что не так?


Да, что не так?

Что ж, это все связано с внешним богатством, и если говорить о жадности, она бесконечна, да? Сначала есть желание, потом вы развиваете жадность — вы просто хотите больше, больше, больше. Когда у вас что-то есть, вы не удовлетворены, вы хотите что-то абсолютно иное. Конечно, вам нужна финансовая поддержка для жизни, но деньги не могут снабдить всем. У материального богатства есть предел, и когда этот предел наступает, то ум сильно тревожится.

Похоже, что только одно может спасти нас: развитие внутреннего богатства. Тогда это идеальный круг, все хорошо. Когда мы на одной волне с нашим внутренним богатством — качествами сострадания, удовлетворенности, терпения и так далее — они бесконечны, они вне времени. Это качества, с которыми мы родились. Каждый. Весь процесс медитации имеет непосредственное отношение к попыткам раскопать это внутреннее богатство, получить к нему доступ.


Как мы можем получить доступ к нашему внутреннему богатству?

Лучше начните смотреть сюда [прикасается к своему сердцу].


Как?

Сначала попробуйте узнать, кто нашел внутреннее спокойствие. Я вам помогу: его можно найти через буддизм. Мне кажется, что как раз поэтому Будда преподал дхарму и мы сами стараемся объяснять смысл дхармы по всему миру. В частности, я думаю, это очень актуально в наше время в сегодняшнем мире, где существует много форм кризиса. Чаще всего мы говорим об экономическом кризисе, который во многом связан с недостатком внутреннего знания, внутреннего спокойствия, внутреннего богатства. Все формы богатства, внешние и внутренние, происходят из самого ума, без ума нет почти ничего другого. Поэтому мы нацеливаемся на суть, внутреннее состояние.

Если вы посмотрите, то увидите, что путь к обретению внутреннего богатства начинается со спокойного ума. Если вы успокоите ум, тогда все вокруг вас успокоится тоже. Посвящайте хотя бы немного времени развитию спокойного ума, вы уже потратили его достаточно на многие, многие ненужные вещи. Время и энергия бесценны, но биллионы людей потратили их на столько ненужных вещей. Вместо этого, если вы инвестируете, например, пять или десять минут каждый день на успокоение ума медитацией, я могу с полной уверенностью гарантировать, что из этого выйдет что-то хорошее.


Вы путешествовали по миру и встречали людей отовсюду. Есть ли какой-нибудь общий совет?

Да, за последние 10 с лишним лет путешествий я очень многому научился от людей, которых встречал, для меня было очень полезно понять разницу менталитетов и культур. И увидеть так много разнообразия, с одной стороны, и то, что мы все одинаковые, с другой. Когда есть проблема, это проблема. Когда есть счастье, это счастье. Вот и все. В действительности, барьеров — нет.
У каждого есть потенциал быть счастливым; мы родились с ним. Способ получить к нему доступ — просто вести порядочную жизнь, иметь терпение трансформировать свои препятствия, быть добрым и иметь очень мало желаний. В Тибете это известно как до чунг чок ше: иметь мало желаний и быть счастливым тем, что есть.


У вас есть герой?

Конечно. У нас всех есть герои.


Вы бы хотели поделиться тем, кто этот герой?

[Пауза] Моим героем всегда был йогин Миларепа. Поэт в белой одежде, или голый. Зеленый. И у которого есть все.


Памела Гейл Вайт провела шесть лет в ритрите во Франции под руководством покойного тибетского мастера Гендюна Ринпоче. Она переводит с тибетского и учит медитации и буддийской философии в центрах БодхиПас в Америках и Европе.


другие тексты

Гендюн Ринпоче. Что такое медитация?
(опубл. 7 Февраля 2015)
Гендюн Ринпоче. Природа ума
(опубл. 24 Января 2015)
Гендюн Ринпоче. Расслабьтесь!
23 Января 2014
(опубл. 23 Января 2015)

 CTRL

интересно / Разное

© 2011 Оксана | кто это?