буддизм
фотографии
творчество
путешествия
кто здесь
RSS
справочник
разное
переводы
истории
личный опыт

Кармапа Тхайе Дордже /

(опубликовано 24.10.2010)

«Буддийская книга любви и сочувствия», первая глава. Разговор с 17м Кармапой Тхайе Дордже.

Развитие духовного спокойствия и сочувствия


Кармапа Тхайе Дордже


Меня зовут Тринлей Тхайе Дордже. Я был признан, как 17й Кармапа, согласно правилам нашей традиции, которые передаются на протяжении ее существования. Кармапы — духовные лидеры линии Карма Кагью, одной из четырех больших школ тибетского буддизма.

Мне 17 лет, но, благодаря многим перерождениям, я прошел сквозь века и прожил бесконечное количество жизней. И я хотел бы акцентировать внимание на том, что в начале третьего тысячелетия важно отличать настоящую духовность, которая руководствуется сердцем и разумом, от культурных аспектов буддизма. Я убежден что Дхарма, учение Будды Шакьямуни в нашем мире, который полностью поглощен материализмом, означает настоящее счастье.

Сейчас сентябрь в героде Калимпонге на северо-востоке Индии. Муссон быстро уходит. Воздух чист, как стекло, небо широко, как пространство. Этот город в Гималаях к концу сезона дождей наполняется торговцами. Они приходят из Дарджилинга, города на другой стороне долины, из Гангтока, столицы Сиккима или из соседнего Бутана. Иногда я ловлю себя на том, что мне снятся бутанские долины, я вспоминаю Кхам, место в котором я родился. Я закрываю глаза и мысленно отправляюсь к изрезанным ущельям вершинам гор в Гималаях, где пурга постоянно проносится по вершинам. Как только солнце опять засияет и у меня будет пара свободных минут, я с удовольствием отправлюсь на природу, особенно в индийские леса.

Однажды я прогуливался в парке напротив КИБИ одним осенним утром, когда первые лучи солнца рассеивали утренний сумрак. Этот парк очень хорошо сохранился, ведь индийское население считает его святым. Я там долго тихо сидел на скамейке, рассматривая цветы, и того мгновения мне хватило, чтобы почувствовать радость бытия. Когда я после этого прогулялся вдоль дороги, то увидел огромное количество корявых деревьев, каких никогда не видел в Тибете. Я побыл немного на берегу одного из трех прудов парка. Некоторые павлины с гордостью показывали свое оперение, огромные попугаи и маленькие волнистые попугайчики жизнерадостно общались, а гигантские антилопы спокойно паслись. Я был счастлив и чувствовал себя свободным.

Это чувство не покидало меня с самого рождения. Думаю, что оно укрепилось, пока я был в Карма Мегьюр Линг во французском Мончардон. Вещи происходят только тогда, когда для них приходит время. И так каждый день: начинающий брезжить рассвет задерживал меня на террасе моих покоев на втором этаже храма. Жара окутывала долину и деревню Сан-Марселин. Начинался легкий бриз. Это место очаровало меня. От него исходила едва заметная спокойная и глубокая атмосфера. Вдруг время остановилось. Вдалеке горизонт прижимался к изогнутому небу.

Когда последний луч солнца накалил докрасна вершину горы, я увидел орла. Он опускался в бреющем болете вдоль скал, и я вдруг вспомнил орлиный гнев и агрессию в Гималаях. В первый момент ничего не происходило. Потом он набрал скорость в своем полете и с сильными взмахами крыльев бросился на свою добычу. Я делал пожелания для хищной птицы и ее жертвы. Природа иногда жестока. Через несколько секунд орел тяжело поднялся с земли и нырнул в полутьму, которая простиралась за долиной. Я провожал его своим взглядом до тех пор, пока он не скрылся из виду, поглощенный последним лучом солнца в горах. Орел, символ свободы, пробудил во мне желание летать.


Свобода в буддизме достигается при помощи медитации. Медитация означает раскрытие мудрости в нас самих. Мы даем нашему уму возможность разбудить его собственную истинную природу. Мы должны непрерывно развивать в самих себе душевное спокойствие и сочувствие, пребывая в них, мы будем воспринимать в таком духовном состоянии не только себя, но и других. Мы будем в состоянии преодолеть все препятствия на пути.

Очень важно развивать душевное спокойствие и сочувствие не только в медитации, но и в повседневной жизни. Медитируйте с единственной целью — помочь всем существам достигнуть освобождения и просветления. Если эта мотивация — часть вас, то даже 5 минут медитации принесут большую пользу, чем медитация на протяжении всей жизни без подобного намерения.

Не поймите меня не правильно. Я не хочу удержать вас от медитации, но, напротив, хочу только еще больше воодушевить развивать правильную мотивацию. Важно знать, что желание помочь всем существам естественным образом усиливает вас самих. Правильная мотивация называется просветленным настроем или Бодхичиттой.

Желание помочь не ограничивается небольшим количеством существ, но относится ко всем бесчисленным существам без исключения. Полная трансформация означает освобождение всех из них от любого страдания и достижение ими окончательного счастья — Нирваны.

Шантидева уже объяснил в свое время, насколько ценна подобная мотивация:

«

Кто будет пропускать через себя бесконечные страдания жизни,
Кто будет отстранять все зло от существ,
Кто желает, чтобы все существа наслаждались ста видами счастья,
У того никогда не иссякнет просветленный настрой.

»



На протяжении последних нескольких месяцев я много путешествовал как по Азии, так и по восточной и западной Европе. Везде меня очень хорошо принимали. Но одно место меня особенно порадовало. Я прибыл вечером в Ле Бост — европейский оплот линии Карма Кагью в самом сердце Франции. Было темно, зима, шел дождь. Несмотря ни на что, у меня было предчувствие, что сквозь тьму я увижу золотую крышу храма, в которой отражается свет.

В том смутном сиянии я вспомнил лицо Гендюна Ринпоче. Этот реализованный йогин родился в 1918 году в восточном Тибете и жил рядом с великими тибетскими мастерами с семилетнего возраста. Он был преданным учеником моего предшественника 16 Кармапы, и тот попросил его распространять тибетский буддизм на западе, особенно во Франции. Гендюн Ринпоче выбрал Ле Бост, чтобы основать самый большой центр в Европе. В резиденции, которая была для меня приготовлена, я чувствовал себя как в родном доме. Я вспоминал Тибет и особенно нашу семейную резиденцию в Кхаме. Также я вспомнил что уже 2 дня от прибытия нахожусь рядом с урнами с прахом Гендюна Ринпоче, умершего в 1997 году, его реинкарнация уже среди нас. Я делаю ему пожелания.

Однажды утром я проснулся около четырех утра и тихо прошел по дому, в котором все еще спали. Я пробежал по саду и открыл ворота, к которым вела дорога. Там царила звенящая прохлада и ландшафт утопал в ясном сиянии луны. С раннего детства я могу различать звуки ночи. Мысленно я смеялся над часами, котоые я проводил в Кхаме, рассматривая звезды и прислушиваясь к раскатам грома и к шумам, которые доносились с соседних гор. Несколько раз я помогал раненым зверям. Если же я ничего не мог для них больше сделать, я читал мантры до тех пор пока они не умирали.

Эта ночь в храме была спокойной и воодушевляющей. Из комнаты Гендюна Ринпоче, которую монахи оставили нетронутой после его смерти, до меня донеслось потрескивание масляных ламп. Он был реализованным практиком Махамудры. Благодаря его активности и пожеланиям Дхарма смогла хорошо пустить корни здесь и продолжит существовать. Я подошел к алтарю, на котором стояли обе урны, и сделал пожелания распространять активность Кармап. Это означает практиковать Дхарму и передавать ее во имя облегчения страданий существ. Ни одно существо не избежит страданий, и только смерть для нас неизбежна.

Жизнь — это безумная гонка к смерти. Непредсказуемая и неизбежная — она не пощадит никого. Она не пощадит также и меня. Наши дни сочтены как у проклятого. В этой жизни мы можем иметь бесчисленное количество друзей, но нам не остается другого выбора, кроме как оставить все в одиночестве. Если мы обладаем бесчисленным количеством богатства, то останемся с пустыми руками. Если наш гардероб наполнен самыми прекрасными вещами, то даже все лучшие платья не смогут прикрыть нашу полную наготу. Люди умирают молодыми или старыми, люди умирают в любом случае. Никто и ничто не может дать нам уверенность в том, что сегодня вечером мы все еще будем живы. Ни для кого нет исключения. Когда придет смерть, нам придется отделиться от своей плоти. Однажды родившись, мы непременно умрем. Поэтому мы должны подготовиться.

Моя собственная смерть должна быть примером для других. Не ради моей личной славы, а для того чтобы показать, что этот момент может приносить облегчение, если применять методы, которые могут быть освоены всеми нами. Когда придет время и мое дыхание остановится, я войду в самадхи, медитативное погружение. Это результат практики, которого я достиг в течении жизни. И я буду делать те же пожелания, которые делал будда:

«

Я беру бремя всех страданий на себя. Я решил их нести. Я не отступлю, не сбегу, не откажусь. И почему? Потому что это мое желание — освободить всех существ. Это не только мое личное освобождение, которое зависит от меня. Я хочу способствовать освобождению всех существ из океана Самсары с помощью совершенного знания.

»



Во время путешествия я наблюдал, что происходило вокруг меня. Я уверен, что для каждого из нас есть очень много искушений, существует постоянная опасность развития эгоистических и основанных на личных предпочтениях ценностей.

Цепляние за эго — корень всех страданий. Если кто-то работает, чтобы удовлетворить свои потребности и ведет приятную жизнь, то он не должен развивать гордость. Материальные блага, восхищение других людей, слава, похвала — нe более чем иллюзии. Мы должны размышлять о непостоянстве и истинной природе — пустоте всех явлений. И это больше, чем видеть возможность улучшить свою практику.

Сегодня возможны ситуации, что держателей линии, монахов, лам, образованных и искренних людей, которые в основном живут от пожертвований, одолевают иллюзии. Некоторые считают, что поддержка от спонсоров, множество преимуществ и выгод, которые они имеют, — сами собой разумеющиеся. Осознают ли они кармические обязательства, которые возникают между ними и их спонсорами? Я в этом не уверен. Мне кажется действительно необходимо, чтобы мы все обратили на это внимание. Когда материальная поддержка, которую оказывают, не очищается при помощи определенных практик, то деньги спонсоров — если они были плохо потрачены — всегда становятся причиной плохой кармы. Всегда существует опасность потерять силу и чистоту передачи, которая была дана. Другие теряют себя в бесконечных и часто бесполезных ссорах и в полемике, каждый раз недостойных вашей позиции.

Еще Будда предсказывал в свое время, что его же собственные ученики однажды разрушат Дхарму. Конечно, меня волнует эта ситуация. Она требует большой бдительности.

Так же мой предшественник, 16 Кармапа, объяснил одно из своих предсказаний о том, что однажды придет день, когда люди, которым он доверял, отвернутся от него. Позже придет время, когда большие мастера тибетского буддизма потеряют всякую свободу практиковать свою религию. 22 года назад он записал эти слова в форме предостережения:

«

Полный надеждой лебедь покоится на этом озере, которое не чувствует мелочей, ни стыда, ни заботы о других. И когда озеро подружится со льдом, как только придет стужа, лебедь не сможет на него опуститься.

»



Что можно также сказать о сегодняшней ситуации?

Основа стабильной практики состоит в том, чтобы мы осознали непостоянную природу вещей. Таким образом мы должны ценить каждый свой день так , как будто он последний в нашей жизни. Не в эпикурейском смысле, а в смысле первоочередности истинных ценностей: в то время как мы отворачиваемся от цепляния, которое привязывает нас к недолговечным вещам, мы можем все больше концентрироваться на непреходящих ценностях. Так возникает творческая энергия, в которой развиваются щедрость, внимательное поведение, терпение, радостное усилие, медитация и мудрость.

Недавно в Дагпо Кагью Линге в Дордоне я обсуждал это с Кхенпо Чедраг Тенпель (директором КИБИ). Мое существование в этом мире имеет настоящую ценность только в том случае, если я могу помочь облегчить страдание существ. Мой предшественник был отправлен в ссылку также, как в свое время — Далай Лама. Перед тем, как покинуть Цурпху, резиденцию Кармап в Тибете, он прибывал в долгой медитации перед огромной статуей Будды, сооруженной Карма Пакши. Было 3 часа утра, когда 16 Кармапа дал клятву принести Дхарму в другие страны. В Тибете Буддизм пострадал или вообще скоро исчезнет.

Учение Будды существует уже 25 веков и моя цель — продолжить работу своего предшественника. Я приспосабливаю поучения к современному миру, прежде всего к требованиям третьего тысячелетия. Я знаю, что задание, которое меня ожидает, — не из легких.

«Буддийская книга любви и сочувствия», первая глава. C немецкого перевела Катерина.


другие тексты

 CTRL

Гарчен Ринпоче. Дзогчен
(опубл. 11 Марта 2009)

интересно / Разное

© 2011 Оксана | кто это?