буддизм
фотографии
творчество
путешествия
кто здесь
RSS
справочник
разное
переводы
истории
личный опыт

/

(опубликовано 01.11.2008)

Открывок из «Инструкции Абхидхармы» («Manual of Abhidharma») о четырёх формах кармы или, дословно, «четверичной карме».

Ешё раз о важности последней мысли в жизни...


Если говорить о карме в свете её функционирования, то есть 4 вида кармы:

1. Ввергающая (продуцирующая)(Reproductive)
2. Поддерживающая (Supportive)
3. Создающая помехи (Obstructive)
4. Разрушающая (Destructive)

Если говорить о карме в свете порядка, в котором результаты кармы проявляются, то есть 4 вида кармы:

1. Тяжёлая (Weighty)
2. Ближайшая (Proximate)
3. Привычная (Habitual)
4. Резервная (Reserve)

Если говорить о карме в свете времени, согласно которому проявляются результаты, то есть 4 вида кармы:

1. Немедленная активная (Immediately Effective)
2. Активная впоследствии (Subsequently Effective)
3. Неопределённая активная (Indefinitely Efective)
4. Более не существенная (Defunct)

Если говорить о карме в свете места, в котором проявится результат, то есть 4 вида кармы:

1. Негативная (Immoral)
2. Позитивная, принадлежащая миру страстей (Moral, pertaining to the Kama realm)
3. Позитивная, принадлежащая миру форм (Moral, pertaining to the Rupa realm)
4. Позитивная, принадлежащая миру не-форм (Moral, pertaining to the Arupa realm)

Подробнее о первой четвёрке кармы:

Ввергающая карма
Janaka Karma, санскрит

Каждое рождение обусловленно прошлой позитивной или негативной кармой, которая преобладает в момент смерти. Карма, обуславливающая следующее рождение называется Ввергающая.

Смерть индивидуума это нечто вроде «временного прекращения временных феноменов». Существующая форма превращается в другую, которая одновременно и не похожа на предыдущую, но и не абсолютно отлична от неё. Эта новая форма проявляется согласно потенциалу вибраций мыслей, возникших во время смерти, потому что кармические силы, направляющие поток жизненной силы, всё же остаются и после смерти.

Именно эта последняя мысль, которую технически можно назвать Ввергающей кармой, и определяет состояние в последующем перерождении. Соответственно, эта карма может быть позитивной или негативной...

...Эта Ввергающая карма и производит в момент зачатия 4 нематериальные и 1 материальную скандхи. Начальное сознание (Patisandhi vijnana) – сознание перерождения, обусловлено именно Ввергающей кармой...

...Счастье и страдание, которые предстоит испытать в течение жизни, - неизбежные последствия Ввергающей кармы.

Поддерживающая карма
Upatthambhaka

Карма, проявляющаяся вместе с Ввергающей и поддерживающая её. Позитивная или негативная, она помогает Ввергающей и укрепляет её проявление в течение жизни. Сразу же после зачатия до момента смерти эта карма выступает вперёд в качестве поддержки Ввергающей. Позитивная Поддерживающая карма приносит здоровье, богатство, счастье. Негативная – боль, страдание и печали.

Создающая помехи или противодействующая карма
Upapidaka

В отличие от предыдущей, наоборот, ослабляет, создаёт помехи и сдерживает результаты Ввергающей кармы. Например, некто был рождён с позитивной Ввергающей кармой, но из-за многочисленных болезней не может наслаждаться её плодами. Или другой пример – животное, рождение которого обусловлено негативной Ввергающей кармой, но которое, тем не менее, ждёт комфортная жизнь, обилие еды, кров и т.д. – это результат того, что позитивная Противодействующая карма создаёт помехи негативной Ввергающей.

Разрушающая карма
Upaghataka

Согласно закону кармы, потенциальная энергия Ввергающей кармы может быть обнулена более мощной Разрушающей кармой прошлого, которая, при стечении благоприятных для этого условий, может проявляться очень неожиданно и резко. Это похоже на то, как некая непреодолимая противодействующая сила может нарушить полёт стрелы и заставить эту стрелу упасть на землю. Такое действие называется Разрушающей кармой и она, обычно, намного мощнее двух предыдущих, так как не только нарушает действие Ввергающей кармы, но может и полностью разрушить его. Соответственно, также бывает позитивной и негативной.

В качестве примера проявления всех 4 видов кармы можно привести пример Девадатты, который пытался убить Будду и вызвал раскол Сангхи. Его позитивная Ввергающая карма обусловила его рождение в королевской семье. Весь комфорт и благоприятные условия были следствием проявления Поддерживающей кармы. Противодействующая карма была причиной того, что он чувствовал оскорбление вследствие отчуждения от Сангхи. И, наконец, проявление Разрушающей кармы привело его жизнь к драматическому концу.

Джавана
Javana

Процесс возникновения, существования и угасания мысли, состоящий из моментов. Иногда джавана длится только 1 момент. Самое большее 7 моментов могут входить в джавану.

Джавана в мире страстей (Kamavacara javana), как правило, длится только 6 или 7 моментов. Когда некто находится в бессознательном состоянии, джавана длится 5 моментов.

В случае йогина, достигшего первой джняны (уровня самадхи), джавана длится только 1 момент.

Согласно учению Абхидхармы, в процессе джаваны, который длится 7 моментов, проявляется и позитивное, и негативное. Последствия первого мыслительного момента [из 7], наислабейшего из всех, будут испытаны в текущей жизни (Карма текущей жизни – Ditthadharmavedaniya Karma). Это и называется Немедленной активной кармой. Если эти последствия не проявятся, они переходят в разряд Более не существенной кармы (или неактивной) (Ahosi).

7 момент джаваны – следующий слабейший. Если он негативен, то негативные последствия будут переживаться в следующем перерождении, это - Активная впоследствии карма. (Карма следующей жизни – Upapajjavedaniya Karma). Она также переходит в разряд Более не существенной кармы, если не проявилась в течение следующей жизни.

Последствия с 2 по предпоследний момент джаваны могут проявиться в любое время до достижения Просветления. Это называется Неопределённо Активная карма.


другие тексты

 CTRL

интересно / Истории

© 2011 Оксана | кто это?