буддизм
фотографии
творчество
путешествия
кто здесь
RSS
справочник
разное
переводы
истории
личный опыт

Шангпа Ринпоче /

(опубликовано 26.10.2007)

Поучения о Верховной Молитве Пожеланий: выражение почтения, просьба и посвящение. Перевод сутры обновлен в 2010г.

Поведение Самантабадры (ч.1)


Шангпа Ринпоче

Документ для печати

Вступление

Если остановить случайного человека на улице любого современного города и спросить, ради чего он живет, скорее всего, его ответ будет где-то между «заработать достаточно денег, чтобы прокормить семью» и «делать что-то осмысленное и достойное». И если он серьезно задумается над этим вопросом, то, скорее всего, придет к выводу, что вряд ли кто-то знает точно, ради чего живет. Фактически, если он и дальше будет размышлять о сегодняшнем мире, он, возможно, даже заключит, что задавать подобный вопрос и вовсе глупо. Во многих сферах жизни далеко не всегда есть выбор, так какая разница, ради чего ты живешь?

Мы живем в одном из самых бурных периодов человеческой истории. Наука и технология оказали огромное влияние на нашу жизнь по сравнению с жизнью наших предков всего лишь сотню лет тому назад. Наука сейчас настолько совершенна, что людям почти не нужно работать на фабриках и полях. Даже существуют устройства, созданные для того, чтобы просто удовлетворять наше ненасытное желание стимуляции чувств.

Однако, не смотря на весь материальный успех и комфорт, большая часть современных людей все еще испытывает сложности с тем, как относиться к жизненным успехам и поражениям. И какое же отношение может иметь древняя молитва на санскрите к нашей современной ежедневной жизни? Конечно, современный человек и без нее завален книгами «обязательными к прочтению», каждая из которых должна помочь ему разобраться с жизнью, если только он сумеет найти время на то, чтобы ее прочитать.

Верховная Молитва Пожеланий – часть обширного духовного наследия Индийской традиции Буддизма Махаяны. До наших дней она дошла в тибетском переводе, а изначально была переведена с санскрита на тибетский, отредактирована и завершена индийскими учеными Дзина Митра и Сурендра Бодхи вместе с известным редактором Банде Еше Де и другими.

Можно сказать, что эта Верховная Молитва Пожеланий – беглый взгляд на богатую духовную жизнь наших предков. Каждый, кто с максимальной преданностью и усердием будет выполнять это пожелание благородного поведения, обретет тринадцать видов пользы.

Многоуважаемый Шангпа Ринпоче дал свое разрешение и благословление изданию Верховной Молитвы Пожеланий (Благородное Поведение Самантабхадры) на английском языке. Этот перевод вместе с пояснениями был записан с устного поучения, данного Ринпоче в Буддийском центре Карма Кагью, Сингапур 2005.

Мы надеемся и делаем пожелания, чтобы публикация этого драгоценного поучения вместе с хорошими впечатлениями, накопленными Преподобным Шангпа Ринпоче, принесли непреходящее счастье всем живым существам. Пусть учение Будды распространится во всех десяти направлениях. Пусть тот, кто видит, прикасается, читает, помнит, говорит или думает об этой книге, никогда не будет страдать от перерождений в несчастливых обстоятельствах, а получит перерождения в ситуациях, благоприятствующих совершенной практике Дхармы, встретит квалифицированного совершенного духовного проводника, разовьет сострадательный ум и быстро достигнет просветления на благо всех живых существ.


«

На языке Индии: Арья Бхадра Чарья
Пранидхана Раджа
На языке Тибета: Царь
Пожеланий о Благородном Добром Поведении
Благородному Манджушри
Я поклоняюсь.

»



Комментарий:

Переводчик выражает почтение. Где бы текст не переводился на тибетский язык, переводчик будет выражать почтение своему собственному Йидаму или любимому Будда-аспекту, чтобы развеять все препятствия и быть уверенным в том, что перевод правильный и сумеет принести пользу большому количеству людей. Для этой цели переводчик обычно выражает почтение своим собственным йидамам и Буддам.

В этой редакции текста почтение выражается Будде Манджушри, персональному йидаму переводчика. В ранние времена почтение выражалось различным Буддам и Бодхисаттвам согласно определенным правилам и категории, к которой принадлежал текст (Винайи, Сутры и, впоследствии, Абидхармы). Но к данному случаю это не относится, т.к. это молитва благопожелания.


«

Во всех мирах десяти направлений, как бы много их ни было,
Во все времена приходят львы среди людей.
Открывшись всем им без исключения,
Я выражаю почтение телом, речью и умом.

»



Комментарий:

Выражение почтения – это очень важная буддийская практика. В Сутрах и Тантрах многие мастера описывали огромную пользу этой практики.

Жест уважения сам по себе, например, -- простирание -- имеет огромное значение, т.к. наклон вниз удаляет завесы, связанные с гордостью. Гордость делает нас высокомерными. Противоядие к высокомерию – полностью склониться вниз, встать на колени или распластать наше тело по земле, таким образом, подчиняя нашу гордость. Помимо этого, прикосновение головой к лотосовым стопам Будды является жестом преданности и отображает нашу великую преданность Буддам и Бодхисаттвам.

В Сутрах говорится, что одним простиранием мы накапливаем столько хороших впечатлений, сколько бесчисленных пылинок находится в этот момент под нашими ступнями, и это количество хороших впечатлений может создать причину нашего будущего рождения монархами вселенной или королями. Таким образом, простирания – это эффективный способ достигнуть просветления с помощью нашего тела. Много пользы можно обрести через речь, точнее через использование слов почтения по отношению к Будде и через превозношение его качеств. Это также создает большое количество хороших впечатлений. И, наконец, крайне хорошие впечатления создаются, если мы искренне, из самой глубины наших сердец знаем качества Будды и вдохновляемся ими, а также испытываем очень чистые чувства по отношению к Будде. Это первая глава Молитвы Семи Ветвей.


«

Сила моих Пожеланий о Совершенном Поведении
Созывает всех Победоносных явиться прямо в уме;
Склоняясь телами столь многочисленными, как атомы Вселенной,
Я совершенно простираюсь перед всеми Победоносными.

В одной частице — столько Будд, сколько есть частиц.
Они окружены своими дочерями и сыновьями,
Так же во всех я представляю измерения Дхарм
И везде с преданностью вижу Победоносных.

Они — неистощимые океаны Речи,
Мириадами её мелодичных тонов,
Пусть выражу все достоинства Победоносных!
Так славлю я всех Ушедших к Счастью.

»



Комментарий:

Существуют бесчисленные Будды в бесчисленных вселенных и бесчисленные поля силы Будд. Они создаются и проявляются через великое исполнение пожеланий Будд. Среди каждого поля силы Будд находятся их бесчисленные проявления. Таким образом, в десяти направлениях оказываются Будды, которые достигли просветления очень давно, например, семь Будд прошлого. Потом, присутствуют Будды, которые достигают просветления сейчас. И также есть Будды, которые обретут просветление в будущем, например, Будда Майтрейя и остальные из тысячи Будд нашей эпохи.

Все эти Будды по достижению просветления рождаются на небесах Тушиты, чтобы учить живых существ в мирах богов. После этого они проявляются в человеческой форме, чтобы повернуть Колесо Дхармы, вести и освобождать живых существ. Они являются величайшими из всех в человеческом мире и известны, как «Львы среди людей». Так же, как и лев подчиняет все животное царство своим свирепым рыком, так ясность и мудрость Будды усмиряет все негативные силы в человеческом мире. Будда также известен, как Победоносный: тот, кто преодолел все кармические силы и отсек на корню даже самые едва уловимые привычные тенденции; тот, кто одержал победу над всеми загрязнениями и вредоносными привычками.

Когда мы оказываем почтение, мы делаем это по отношению ко всем полям силы Будд во вселенной. Представляйте, что мы проявляемся в каждом из них и оказываем почтение, простираясь телом перед Буддами и Бодхисаттвами внутри этих полей -- всеми вместе и каждым по отдельности.

Наш ум свободен от всех концепций времени и пространства, так и мы будем способны проявлять многочисленные поля силы Будд во всех направлениях, наполненные просветленными. В каждом из этих полей силы, перед каждым Буддой и Бодхисаттвой мы проявляем самих себя, простирающихся. Существует много видов простираний. Обычное простирание делается через прикосновение к земле пяти частей тела, а точнее – обеих ног (от колен и ниже), обеих рук и лба.

Когда мы простираемся, мы должны делать это очень искренне. С той же самой искренностью, которую мы чувствуем, когда принимаем прибежище. Мы простираемся перед Буддами и просветленными, зная их великие качества и делая пожелания обрести эти качества для собственного блага и блага всех живых существ. Благодаря силе Монлама, мы представляем все поля прибежища, все поля просветленных, а потом проявляемся в каждом из этих полей и оказываем почтение.

Сам Будда сказал, что: «Когда бы кто не представил Будду, я буду перед этим человеком». Много великих мастеров, таких как Гуру Ринпоче, также это говорили. Таким образом, если мы сможем представить будду мудрости, он абсолютно точно будет присутствовать перед нами, согласно нашей визуализации. Когда мы простираемся, это срабатывает не через одно лишь представление Будды перед нами. Скорее, наша проекция создает причину для появления Будды, чтобы мы смогли накопить хорошие впечатления. Это похоже на емкость с водой в саду. Пока на небе видна луна, мы также сможет видеть ее отражение, если будем смотреть на поверхность воды под правильным углом. Таким образом, наша сердечная преданность Будде и сила наших мыслей проявляют аспект мудрости и присутствие Будды.

ВЫРАЖЕНИЕ ПОЧТЕНИЯ ТЕЛОМ

По-тибетски простирание называется чаг-цал. Чаг значит подметание, а цал значит просьбу или желание. Таким образом, когда мы простираемся, мы с помощью нашего тела, речи и ума выметаем кармические завесы и завесы речи, а также проходим очищение. И то, что мы желаем достичь, -- это качества Будды, тела, речи и ума Будды. В Ваджраяне просветленное состояние тела, речи и ума называются, соответственно, Нирманакайя, Самбогакайя и Дхармакайя. Таким образом, значение чаг-цал очень глубоко, в то время как в английском языке это слово описывает только физическое действие.

ВЫРАЖЕНИЕ ПОЧТЕНИЯ РЕЧЬЮ

Когда мы восхваляем Будд и Бодхисаттв, мы упоминаем все их качества без исключения. И так как эти качества неисчислимы, то и наше восхваление невозможно завершить. Восхваляя их с помощью нашего языка и голосовых связок, мы создаем мелодию или звук. Мы должны представлять эту мелодию такой же обширной, как вселенная. Это выражение почтения речью.

ВЫРАЖЕНИЕ ПОЧТЕНИЯ УМОМ

Ментальное построение поля силы Самантабхадры гораздо внушительнее и обширнее, чем можно выразить словами. Оно настолько велико, что будда поле находится внутри каждого атома. Атом – это самая маленькая частица во вселенной. И все таки, внутри каждого есть целая вселенная Будд, Бодхисаттв, их помощников, божественных существ, подношений и так далее. В тибетском тексте «Будды и их сыновья» относится к духовным помощникам и Бодхисаттвам обоих полов, среди которых есть очень много различных категорий и уровней. Но не надо представлять это так, как будто они все втиснуты в небольшое пространство. Наша визуализация должна отображать изобилие. Она должна быть глубока. Мы должны действительно чувствовать присутствие всех вместе и каждого по отдельности из Будд и Бодхисаттв, и созерцать каждые из их удивительных поступков и качеств. И из этого мы должны развить большую преданность глубоко в наших сердцах по отношению к каждому из них, и быть вдохновленными достичь подобного совершенства сами. Таково выражение почтения умом.

ВАЖНОСТЬ ВЫРАЖЕНИЯ ПОЧТЕНИЯ ТЕЛОМ РЕЧЬЮ И УМОМ

Ваджраяна известна как «Невероятный метод очищения кармы и накопления хороших впечатлений». Используя этот глубокий метод, мы можем в течение одной жизни накопить количество хороших впечатлений, равное количеству, которое обычным способом накапливается за три бессчетных эона. Глубокий метод Ваджраяны состоит в визуализации поля силы, недостаточно просто произносить молитву Самантабхадры. Наши умы могут расширяться до бесконечности, и все, что мы развиваем через ум, имеет огромное значение. Накопление хороших впечатлений через визуализацию подношений имеет такую же ценность, как и действительное совершение подношений. Визуализация для очищения кармы через простирание тела, речи и ума, или через произношение Сутр в виде визуализированного поля Будд имеют одинаковую ценность и очистят нашу карму за кратчайший период времени.


«

Самыми лучшими цветами, самыми лучшими гирляндами,
Музыкой, маслами, драгоценными зонтами,
Драгоценными лампами и самыми лучшими благовониями
Я делаю подношение Победоносным.

Самые лучшие материалы, драгоценные ароматы,
И ценные субстанции, количеством равные горе Меру,
Расставленные благородным и наилучшим образом,
Я также подношу Победоносным.

»



Комментарий:

Смысл совершения подношений состоит в накоплении хороших впечатлений, а также в развитии щедрости и преодолении привязанности. Существуют две категории подношений: доступные подношения, а значит то, что доступно в нашем мире, в нашем нынешнем состоянии, и недоступные подношения – те, которые нельзя найти в нашем мире в их материальном виде. Воздух внутри полей силы Будд наполнен благовониями. А горы опоясывают поля их по кругу. Пока мы представляем это, мы можем подносить драгоценности, как в их физической форме, так и через наше ментальное усилие, воображение и визуализацию.

Доступные подношения можно найти в нашем мире и в небесном или божественном мире. Они включают в себя очень приятные и красивые цветы, которые соединены в гирлянды, цимбалы, барабаны и другие инструменты, которые производят музыку, духи, зонт, драгоценный зонт сделанный из драгоценных материалов, таких как золото и парча, лампы, украшенные драгоценными камнями, благоухающие ароматы, ткани и одежда для Будд и Бодхисаттв.


«

Эти обширные непревзойденные подношения
Выражают мою преданность всем Победоносным.
Со всей мощью доверия к совершенному поведению
Я простираюсь и делаю подношения всем Победоносным.

»



Комментарий:

Высшие или величайшие подношения – это те, которых не существует в этом мире или те, которые лежат за пределами человеческого представления. Они включают в себя дерево исполнения желаний, вазы с драгоценностями, и исполняющие желания драгоценности, проявленные для того, чтобы приносить пользу живым существам. Обширный и непревзойденный звук Дхармы и мелодии восхваления, которые наполняют бесчисленные поля силы Будд, также являются способом очищения впечатлений. Бодхисаттва стоял на одной ноге неделю, превознося Будду этими четырьмя предложениями, и таким образом достиг состояния просветления, достижение которого в ином случае потребовало бы 9 кальп. Восхваление Будды и упоминание качеств Будды дает огромное количество хороших впечатлений. Таким образом, мы следуем практике Бодхисаттв, наполняя все поля силы Будд мелодиями восхваления.

Великие бодхисаттвы на пути также имеют великое умение проявлять бесконечные облака подношений в трех временах и десяти направлениях, что недоступно обычным смертным.

Будда также упоминал 3 верховных подношения, которые, будучи предложены буддам и бодхисаттвам, дадут тому, кто делает это подношение, возможность накопить много хороших впечатлений и очистить всю карму. Это: развитие бодхичитты, слушание и размышление над поучениями Будды, применение и практика поучений.

Нужно иметь полную преданность и доверие к этому благородному действию – подношению буддам и бодхисаттвам. Выражение почтения и делание подношений недостаточно выполнить только один или два раза, оно должно продолжаться беспрерывно, до тез пор, пока мы не достигнем просветления.


«

Какие бы негативные действия я не совершил
Во власти желания, гнева и неведения
Как телом, так и речью или умом,
Я сожалею о каждом из них без исключения.

»



Комментарий:

С безначальных времен мы накопили много негативной кармы. Это приведет в результате к негативным переживаниям. Карма не исчезает и не пропадает, она созревает, когда появляются подходящие условия. Если мы не сожалеем о совершенном, то негативные действия и карма, которая ими создана, не только остаются, но могут умножиться и принести большое страдание в будущем.

Такие загрязнения, как жадность, ненависть и невежество являются причиной кармы. В действительности, и жадность, и ненависть произрастают из невежества. Негативная карма возникает из желания и проявляется из-за ненависти и невежества. Негативные действия, которые создают негативную карму, могут быть совершены телом (убийство, воровство, неправильное сексуальное поведение), речью (ложь, внесение раздоров, грубая и бессмысленная речь) или умом (вредоносные мысли, жажда обладания чужим богатством и имуществом, неправильные взгляды или неверие в карму). Если мы совершаем какие-либо из этих негативных действий, позволяем другим совершать их или подталкиваем к совершению, мы накапливаем негативную карму, прямо или непрямо, телом, речью и умом.

Количество негативной кармы, которую мы накопили с безначальных времен, бесконечно больше, чем миллионы вселенных. Но, придя к пониманию, что действия, которые мы совершили, неправильные и негативные и приведут к невообразимому страданию в будущем, мы должны немедленно выразить искреннее сожаление перед Буддами и Бодхисаттвами.

Сожаление должно содержать четыре составляющие силы или противоядия, чтобы иметь ценность и очищать негативную карму. Это сила поддержки: опора на Прибежище, или, в традиции Ваджраяны, Ваджрасаттву, чтобы очистить нашу карму. Сила отказа: понимание, что негативные действия – это очень плохо и отворачивание от повторения старых ошибок. Сила применения противоядия к негативному действию: просто иметь доброе сердце и помогать людям в их нуждах, а в особенности – изучать и практиковать Дхарму, чтобы очистить карму и накопить хорошие впечатления. Любое негативное действие может быть очищено применением этих четырех сил.


«

Всем заслугам, собранным Победоносными десяти направлений,
Сыновьями Будд, Бодхисаттвами,
Находящимися на Пути становления и превзошедшими его, –
Всем их заслугам я сопричастно радуюсь!

»



Комментарий:

Сопричастная радость очень важна в практике Дхармы и Махаяны. Сопричастная радость – противоядие зависти. Если мы счастливы, когда кто-то другой обретает великое достижение, например, благодаря медитации и хорошим поступкам, и мы полностью поддерживаем их в достижениях, это является настоящей сопричастной радостью. Через добродетель нашей искренней сердечной сопричастной радости мы также обретаем хорошие впечатления, равные тем, которые получает тот, кому мы сорадуемся.

В данном случае мы испытываем сопричастную радость к великому накоплению хороших впечатлений Будды и достижению просветления, к великим достижениям Бодхисаттв на пути, Пратьекабуддам (самопросветленным буддам, которые отсекли все корни кармы и причин страдания), а также попыткам, прогрессу и достижениям семи видов Сангхи, Архатов, всех практикующих и всех живых существ.


«

Они, светочи миров в десяти направлениях,
Обрели беспристрастность Будд на этапах Пробуждения.
Ради всех существ прошу этих Защитников
Вращать Колесо непревзойдённой Дхармы.

»



Комментарий:

Мы просим Будд, которые накапливали хорошие впечатления в течении трех бессчетных кальп и достигли просветления, поворачивать Колесо Дхармы и учить. Поворот Колеса Дхармы и учение похожи на освещение темного пространства.

Будда Шакьямуни не учил 7 недель после того, как достиг просветления. Наконец, он отправился в Варанаси. Чувствуя, что это подходящее место, получив преданную и мотивированную благом всех живых существ просьбу Брахмы и Индры учить, он так и сделал.

Пока мы не поняли Дхарму, мы полны невежества и страдания. Узнавая Дхарму, мы начинаем видеть свет, и понимаем, что есть основа, путь и плод. С тех пор как Будда первый раз повернул Колесо Дхармы, бесчисленное количество людей получили пользу от его поучений, были освобождены и достигли просветления. Таким образом, очень хорошо всегда просить Будд поворачивать Колесо Дхармы.

Умом мы проявляем бесчисленных Будд десяти направлений и себя самих перед каждым из них, просящих их поворачивать Колесо Дхармы согласно уровню понимания каждого живого существа, таким образом, что каждое существо может быть приведено к просветлению.


«

Тех Учителей, что готовы уйти в Нирвану,
Молю, крепко сжав ладони:
Ради блага и счастья всех, кто блуждает в Самсаре,
Оставайтесь на кальпы — бесчисленные, как частицы вселенных!

»



Комментарий:

На абсолютном уровне Будды находятся за пределами рождения и смерти. Однако, Будда проявился как человеческое существо, которое впоследствии ушло в Нирвану. Он сделал это, чтобы продемонстрировать непостоянство, и чтобы принести пользу другим, особенно самым высокомерным, которым было сложно принять, что они тоже должны умереть. Здесь мы просим Будд оставаться в Сансаре на благо всех живых существ. Мы выражаем эту просьбу с соединенными вместе ладонями, сердечной искренностью и смирением.


«

Все хорошие впечатления, сколько бы их ни было, что я накопил
Благодаря простираниям, подношениям, сожалению,
Сопричастной радости, просьбе и мольбе,
Я посвящаю Просветлению.

»



Комментарий:

Накопив достаточно хороших впечатлений через выражение почтения, подношения, раскаяние, сопричастную радость, просьбу к Буддам поворачивать Колесо Дхармы и долго жить, мы посвящаем их. Если мы не посвящаем хорошие впечатления, они могут раствориться или ослабиться другими завесами, например, негативными мыслями и поступками. Мы посвящаем заслугу особой цели, которая также является самым большим достижением, – просветлению на благо всех живых существ.

Когда мы делаем посвящение, мы применяем мудрость и метод. Через это мы устраняем запутанное состояние ума, которое опирается на двойственность. Когда мы применяем мудрость, мы не делаем различий между субъектом, объектом и действием. Другими словами, мы осознаем, что посвящающий, посвящаемое и само посвящение в действительности не разделены, но возникают взаимозависимо. Через это мы видим истинную природу себя. Методом является применение бодхичитты, или любящей доброты и сочувствия ко всем живым существам. На абсолютном уровне все пусто. Однако, пока мы не достигли этого состояния сознания, мы переживаем мир подобного иллюзии страдания и воспринимаем подобных иллюзии живых существ. В процессе развития бодхичитты ко всем живым существам мы развиваем качества просветления.

Сайт Ринпоче: Shangpa.Org.


другие тексты

 CTRL

интересно / Личный опыт

© 2011 Оксана | кто это?