буддизм
фотографии
творчество
путешествия
кто здесь
RSS
справочник
разное
переводы
истории
личный опыт

Шангпа Ринпоче /

(опубликовано 26.10.2007)

Поучения о Верховной Молитве Пожеланий: пожелания, обретение качеств и заключение. Перевод сутры обновлен в 2010г.

Поведение Самантабадры (ч.2)


Шангпа Ринпоче

Документ для печати

«

Я делаю подношения всем Буддам прошлого
И тем, которые обитают в мирах десяти направлений.
А те, которые еще не появились,
Пусть быстро воплотят свои намерения
и, пройдя этапы пробуждения, проявятся как Будды.

»



Комментарий:

Все хорошие впечатления, которые мы накопили через выражение почтения, подношения, раскаяние, сопричастную радость, просьбу к Буддам поворачивать Колесо Дхармы и долго жить, и посвящение заслуги на благо других живых существ, мы должны соединить с нашим телом, речью и умом, нашими обладаниями, и хорошими впечатлениями, которые мы накопили в прошлом и настоящем, накопим в будущем, и поднести многочисленным Буддам прошлого, которые существовали еще до времен Будды Шакьямуни. В категории «чистого ума», есть 4 подкатегории: делание подношений, исполнение желаний, очищение миров и принесение пользы живым существам. Подношения, которые делаются, принимают форму облаков подношений Самантабхадры. Они бесконечны и невообразимо обширны, поток их неистощим.

Мы делаем точно такие же подношения Буддам будущего с намерением помочь им достичь просветления настолько быстро, насколько это возможно. Будущие Будды могут находиться в настоящий момент на очень продвинутых уровнях путей Шравакаяны, Махаяны и Ваджраяны и на грани достижения Нирваны. Мы делаем пожелание, чтобы хорошие впечатления, которые мы накопили и продолжим накапливать на протяжении всех наших жизней, хорошие впечатления, которые мы подносим этим Бодхисаттвам, проявятся в качестве благоприятных условий для достижения ими просветления. Также мы делаем пожелание, чтобы эти великие существа легко и беспрепятственно исполнили свои наивысшие пожелания (те, которые делаются прямо перед достижением окончательного просветления, например, желание Будды Шакьямуни учить небесных существ).


«

Пусть миры десяти направлений, как бы много их ни было,
Будут совершенно чистыми и просторными!
Пусть они всегда будут наполнены Бодхисаттвами и Буддами,
Ушедшими сидеть у могучего дерева Бодхи.

»



Комментарий:

Десять направлений – это несовершенные миры самсарического существования: Север, Юг, Восток, Запад, Северо-восток, Юго-восток, Юго-запад, Северо-запад, вверх и вниз. Вселенные в пределах этих десяти направлений наполнены несовершенными вещами. И из-за этого мы рождались бесчисленное количество раз, переживали боль и страдание бесчисленное количество раз, и умирали бесчисленное количество раз.

Наше пожелание в том, чтобы, благодаря накоплению хороших впечатлений, все эти вселенные были трансформированы в страны блаженства, где нет страдания и боли. Пример такого места – чистая страна Амитабы. Амитаба сделал пожелание, чтобы, когда он достигнет просветления, 9 миров, которые он развивал, стали странами блаженства и радости, чтобы существа, которые будут там рождаться, были свободны от боли и страдания, а также имели многочисленные возможности развиваться на пути и достигать просветления.

Наше собственное пожелание – трансформировать мир, в котором мы рождались бесчисленное количество раз, в чистую страну. Атмосфера такой страны просторна и чиста, полна совершенства, а в центре – дерево бодхи. Будда Шакьямуни выбрал сидеть под деревом бодхи, чтобы медитировать. Поэтому оно является самым мощным из всех деревьев. Под этим деревом и вокруг него мы представляем Будд и Бодхисаттв прошлого, настоящего и будущего.


«

Пусть все живые существа десяти направлений, сколько бы их ни было,
Всегда будут счастливы и свободны от болезней,
Пусть все существа не отступают от сути Дхармы,
И достигнут того, к чему стремятся.

»



Комментарий:

Здесь мы делаем пожелания для несовершенных существ в шести несовершенных мирах освободиться от непрекращающейся боли и страдания. Например, существа в адских мирах переживают жару и холод. Голодные духи страдают от голода и жажды. Животные страдают от мучений и преждевременной смерти, которые причиняют друг другу. Люди страдают от рождения, старости, болезни и смерти. Полубоги страдают от битв и войн, вызываемых завистью и гордостью. Боги страдают от того, что их бытие в качестве богов приходит к концу, когда их хорошие впечатления заканчиваются.

Три категории страдания – это страдание страдания, перемены, причин и условий. Они возникают из нашего накопления кармы. Карма возникает в результате загрязнений. Корень этих загрязнений – неведение. Наше пожелание – чтобы все живые существа в шести мирах существования были свободны от страдания и преисполнены радости. Причина этой глубокой радости – возможность слушать Дхарму, быть ею вдохновленными и практиковать. Эта возможность очень редка, в пределах шести миров только малое количество существо может услышать Дхарму и следовать пути к просветлению. Бесчисленное количество других лишены этой возможности.


«

Пусть я стану тем, кто практикует Пробуждение,
И вспомню свои жизни во всех скитаниях,
Во всех моих последующих жизнях, от рождения до смерти,
Пусть я всегда буду отрешен от Сансары!

»



Комментарий:

Мы желаем достичь просветления, чтобы приносить пользу другим. Чтобы достичь просветления, нам нужно развивать его главную причину – бодхичитту. Мы развиваем и увеличиваем бодхичитту через наши мысли и поведение. Мы желаем в нашей следующей жизни быть способными вспомнить наши достижения и успехи на пути бодхисаттвы в этой жизни. Это пожелание послужит причиной того, что мы будем очень вдохновлены и поощрены на пути в каждой последующей жизни, и это вдохновение и поощрение будет только возрастать, пока мы не достигнем просветления.

Существует 7 категорий сангхи. Пожелание здесь состоит в том, чтобы быть частью Сангхи, которая оставила самсарические связи, и, таким образом, концентрироваться на Дхарме и пути, который приведет нас к просветлению. Это пожелание делается в каждом последующем рождении, потому что жизнь за пределами Сангхи наполнена мирскими ответственностями, которые заполняют собою почти все время нашей жизни и лишают нас времени, которое мы бы могли посвятить духовной практике. Например, от рождения до подросткового возраста мы проводим большую часть времени в играх. После этого мы можем начать исполнять определенные обязательства по отношению к нашей семье. Позже мы можем заключить брак и взять ответственность за собственную семью, а также быть вынужденными очень усердно работать, чтобы исполнить финансовые обязанности по отношению к ее членам. А когда все обязательства выполнены – время умирать. Очевидно, что если мы будем жить в таких условиях, будет много препятствий и помех в развитии практики Дхармы и продвижении по пути бодхисаттвы. Таким образом, мы делаем пожелание, быть отрешенными от Сансары, чтобы иметь возможность практиковать Дхарму.


«

Следуя за Победоносными, пусть я буду тренироваться
В доведении превосходного поведения до совершенства,
И быть вовлеченным в чистое, незапятнанное правильное поведение,
Которое никогда не ухудшается и свободно от ошибок.

»



Комментарий:

Пожелание, которое мы здесь делаем, состоит в том, чтобы в каждой последующей жизни мы могли непрерывно развивать два аспекта бодхичитты: бодхичитту пожелания и бодхичитту применения. Это один аспект поведения. Кроме этого есть 6 парамит, которые мы должны реализовать, чтобы достичь просветления. Это щедрость, правильное поведение, терпение, радостное усилие, медитативная концентрация и мудрость.

Есть три типа правильного поведения: одно из них это поведение, которое бережет нас от загрязнений, другое – повередени, которое привлекает все позитивные впечатления, и последнее – поведение, направленное на то, чтобы приносить пользу всем живым существам. Ни одно не замутняется концептуальным мышлением, которое дает рост эмоциям. Каждая эмоция появляется из завес желания, ненависти и невежества. Они создают гордость, зависть и много других чувств. Самая чистая форма правильного поведения, таким образом, это внеконцептуальное состояние, истинная природа ума.


«

На языке богов, на языках нагов и Якш,
Языках кумбханд и людей,
На сколь угодно многих языках существ
Пусть я буду учить Дхарме.

»



Комментарий:

Мы желаем быть способными говорить на всех языках, которые используются во всех мирах, чтобы учить и вести других на пути. Поучения включают в себя прояснение невежества и устранение завес, которые существуют в наших умах.


«

С мягкостью пусть я буду прилагать усилия в парамитах,
Пусть я никогда не буду забывать бодхичитту,
Пусть все неправильные поступки и все завесы
Будут полностью очищены.

»



Комментарий:

В этом контексте мягкость относится к практике бодхичитты. В процессе развития бодхичитты мы развиваем любящую доброту и сочувствие ко всем живым существам. Мы смотрим на каждое живое существо, как на наше драгоценное единственное дитя. Таким образом, развитие бодхичитты в итоге приводит к тому, что мы становимся нежными и приятными телом, речью и умом.

Очень часто мы забываем об этом красивом и удивительном качестве. Мы не делаем достаточно, чтобы размышлять о важности проявления любящей доброты и сочувствия ко всем живым существам. Это причина, почему наши привычные тенденции злости, зависти и гордости приводят к тому, что мы ведем себя агрессивно и грубо, не мягко. Мы должны стремиться к терпению и терпимости, и действовать соответствующим образом.

Если мы не действуем с любящей добротой и состраданием и совершенным взглядом, не практикуем 6 парамит, мы не можем рассматривать себя в качестве практикующих традиции Махаяны. Пожелание здесь таково, что, каких бы из 6ти парамит нам не хватало, мы бы их развили, и какие бы мы ни развивали, они бы постоянно возрастали и улучшались.

Есть 2 аспекта бодхичитты: видеть истинную природу Дхармадату (абсолютная бодхичитта), и развивать намерение освободить всех живых существ (относительная бодхичитта). Мы делаем пожелание всегда помнить эти два аспекта – в каждый момент, в каждой ситуации, в каждом перерождении.

Мы также желаем освободиться от препятствий к развитию бодхичитты, и желаем, чтобы всегда существовали благоприятные условия для ее роста. Более того, завесы и неблагоприятные условия для развития бодхичитты, накопление негативных поступков телом, речью и умом, должны быть удалены и очищены. Это особенно важно, если негативный поступок противоречит бодхичитте, например, злость или действия совершенные из злости. Перестать практиковать любые из подходов Махаяны, иметь неправильный взгляд на Будду и его поучения, быть неуважительным по отношению к Будде, Дхарме и Сангхе также приводит к негативным поступкам и завесам, которые создают препятствия нашему развитию.


«

Пусть я освобожусь от кармы, заблуждений, омрачённых действий
И буду действовать ради всех существ в мире,
Как лотос, к которому не пристает вода,
Как солнце и луна, свободные в пространстве.

»



Комментарий:

Когда мы делаем что-то для кого-то, мы часто ждем, что они сделают что-то для нас взамен. Мы должны, однако, быть вдохновленными одной лишь любящей добротой и сочувствием в наших действиях, и не надеяться ни на какую награду или благодарность. Чтобы практиковать, мы должны быть свободны от привязанности и трех недостатков кармы: негативных действий, которые создают негативную карму, завес желания, ненависти, невежества, зависти и гордости, а также помех или препятствий, известных как «мары». Вне зависимости от того, является ли это помехами, которые мы причиняем сами себе, или помехами, которые мы причиняем другим.

Как только мы будем свободны от кармы, мы не сможем быть загрязнены недостатками Сансары, вне зависимости от того, где бы в Сансаре мы не находились, так же как лотос не может быть загрязнен тиной, в которой растет. Наше желание приносить пользу всем живым существам должно быть таким же неизменным, как солнце и луна, которые светят днем и ночью, и не ждут ни награды, ни слов благодарности. Наши действия должны быть внеличностными, безусловными и не мотивированными ни единой мыслью о пользе для нас самих.


«

Пусть во всех направлениях мира
Я умиротворю страдание от последствий плохой кармы.
Пусть все существа утвердятся в счастье,
И пусть я принесу всем существам пользу.

»



Комментарий:

Пожелание состоит в том, чтобы мы обрели способность приносить пользу всем живым существам и вести их к просветлению.

«Направления и богатства миров» – это чистые миры, будда поля, которые бесконечны и неизмеримы. Количество живых существ настолько же обширно, как и эти поля. Наше пожелание состоит в том, чтобы устранить страдание всех существ в трех низших мирах – ада, животных и голодных духов – которые переживают крайние степени страдания. Мы желаем, чтобы их страдание было успокоено, и чтобы, временно, они могли переродиться в мирах людей, полубогов и богов, где существует больше радости и возможностей, и, согласно своим способностям, из этих миров они могли быть приведенными великими бодхисаттвами до уровня бодхисаттв и, впоследствии, к просветлению.


«

Пусть я доведу пробужденное поведение до совершенства,
Вовлекусь в поведение, которое гармонизирует всех живых существ,
Буду учить совершенному поведению,
И совершать все это на протяжении всех будущих кальп.

»



Комментарий:

Мы желаем заполучить оружие для битвы с завесами. Чтобы вести живых существ к просветлению, нам нужно развить наши способности. Недостаточно простого пожелания или намерения без последующего действия. Накопление мудрости и хороших впечатлений лежат в основе, потом нам нужна способность понимать скрытые мысли и мотивации других, чтобы действовать в соответствии с ними, и применять подходящие практики и методы, чтобы пробуждать их и вести на пути. Когда бы Будда Шакьямуни ни давал поучения, он знал состояние ума каждого человека, его мысли и отношения. Он был, таким образом, способен донести свои поучения до каждого человека наиболее эффективным способом. Вследствие этого, гораздо больше людей достигали освобождения во время жизни Будды и гораздо меньше – впоследствии.

Таким образом, чтобы приносить пользу другим, мы должны быть совершенными, знать их ментальные способности, чтобы действовать соответствующим образом, и, опираясь на них, вести к просветлению. Нам нужно развивать эти три качества постоянно и на протяжении долгого времени, много эонов и много перерождений, до тех пор, пока все живые существа не достигнут освобождения и просветления.


«

Пусть я всегда буду дружить с теми,
Чьи действия находятся в соответствии с моими,
Пусть поведение и пожелания
Наших тела, речи и ума будут одинаковы.

»



Комментарий:

Чтобы в нашей практике Дхармы был прогресс, нам нужно соответствующее окружение и сильная поддержка. Мы желаем во всех последующих жизнях быть вместе с наиболее похожими на нас людьми, такими, с которыми мы будем чувствовать себя комфортно, и такими, которые смогут помочь нам и вести нас по пути, так же, как и мы сами сможем помогать им и вести их к просветлению.

Мы желаем чтобы, пока мы находимся на пути бодхисаттвы, развиваем бодхичитту и благородное поведение, мы встречали и не были никогда отделены от множества других, которые находятся на том же уровне эмоционального и ментального развития. Мы также желаем, чтобы их тела, речи и умы, а точнее их действия, речь и мысли были такими же, как и наши: чтобы они развивали любящую доброту и сочувствие к другим живым существам точно так же, как и мы.


«

Друзей, которые желают принести мне пользу,
Друзей, учащих совершенному поведению,
Пусть я буду встречать всегда,
И пусть никогда не разочарую их.

»



Комментарий:

Мы желаем всегда встречать духовных друзей, быть связанными с духовными мастерами, и чтобы наше решение, упорство и практика всегда их радовали. Любой духовный друг, который, прямо или непрямо, подталкивает нас делать хорошие вещи или приносящие хорошие впечатления поступки, развивать любящую доброту и сочувствие - наши благопожелатели, наши настоящие друзья. Другая категория друзей защищает нас от недостатков или страхов сансары, наделяя блаженством пути и плода Махаяны. Это великие духовные мастера, которые дают нам поучения о том, как достичь просветления. Мы также желаем, чтобы мы действовали на нашем пути согласно правильным методам, так, чтобы наши духовные друзья и мастера всегда могли радоваться нашим намерениям и достижениям.


«

Пусть я всегда буду непосредственно видеть Победоносных,
Защитников, окруженных Бодхисаттвами.
В будущих кальпах без устали
Пусть я буду делать им обширные подношения.

»



Комментарий:

Мы желаем на протяжении многих жизней, пока не достигнем просветления, всегда иметь возможность видеть Будд и Бодхисаттв во всех полях силы десяти направлений. Мы желаем иметь стремление достичь качеств, которыми они обладают, и быть способными делать им неизмеримые, совершенные подношения, наполняющие все пространство.


«

Пусть я буду помнить истинную Дхарму Победоносных,
Пусть сделаю так, что всецело проявится пробужденное поведение,
А также буду тренироваться в превосходном поведении,
И так практиковать это на протяжении будущих кальп.

»



Комментарий:

Мы сохраняем поучения Будды, Дхарму, развивая способность помнить все. В течение жизни Будды много великих участников Сангхи, например, Шарипутра, обрели способность помнить все поучения Будды из Тхеравады, Махаяны и Ваджраян. Мы желаем, чтобы у нас тоже появилась такая способность, и в ее результате все поучения сияли в нашем уме мудростью Дхармы. Это, в свою очередь, даст нам способность учить и устранять невежество всех живых существ. Практика Махаяны дает нам способность развивать других и самих себя, устранять препятствия к просветлению и умножать благоприятные условия для достижения подобного уровня пробуждения как можно скорее. Таким образом, мы станем способны приносить пользу живым существам на протяжении бесчисленных кальп и вести их к просветлению.


«

Ходя по кругу перерождений во всех своих существованиях,
Пусть я найду неистощимую заслугу и мудрость,
И стану неистощимым сокровищем
Методов, знания, самадхи, освобождения и высших качеств.

»



Комментарий:

Мы перерождались бесчисленное количество раз. Каждое из этих перерождений не происходило по нашему собственному выбору, а в результате силы кармы.

Мы желаем во всех будущих жизнях, до тех пор, пока не достигнем просветления, и с помощью нашей хорошей кармы и пожеланий, чтобы взаимозависимые причина и следствие делали нас способными накапливать хорошие впечатления непрерывно, даже когда мы находимся в Сансаре. Мы желаем, чтобы у нас всегда были возможности и благоприятные условия для развития этих двух качеств. Эти драгоценности сделают нас способными достичь просветления. Хорошие впечатления здесь подразумевают щедрость, правильное поведение и терпение. Мудрость подразумевает знание истинной природы ума, а точнее понимание пустоты, узнавание всего происходящего без запутанности или невежества. Эта мудрость делает нас способными разорвать цикл перерождений. Усердие должно применяться к развитию и мудрости, и к накоплению хороших впечатлений.

В поучениях Ваджраяны или практике Мантраяны объясняется, что очень простая причина может привести к великому результату. И очень маленькое усилие может привести к исполнению великой цели. Это крайне глубокий метод, который зависит от уровня мудрости, сопутствующей нашим мыслям и действиям. Например, чашка воды может предстать в виде облака или океана подношений. Использование нашей ментальной способности проявить любой результат – это и есть умелое применение метода, приводящее в результате к накоплению очень большого, неизмеримого количества хороших впечатлений и мудрости.

Самадхи подразумевает ум, который покоится в своем естественном состоянии. На протяжении всех наших предыдущих жизней наш ум всегда был очень активен, всегда в движении, часто без какой-либо цели. Ум, который покоится в своем естественном состоянии, способен очистить привычные тенденции и растворить препятствия, которые замутняли его с безначальных времен. Практика медитации через некоторое время приведет нас к ясности и пониманию истинной природы себя, ума и явлений. Самадхи устраняет грубые и тонкие завесы.

Мудрость, метод и самадхи вместе приводят к огромному накоплению качеств, похожих на неистощимую сокровищницу, которую никогда нельзя утратить. Это приносит пользу и нам, и другим, а также дает возможность достичь просветления, чтобы приносить пользу живым существам. Мы желаем обладать этой сокровищницей на протяжении всех наших жизней, до тех пор, пока не достигнем просветления.


«

В одном единственном атоме столько же миров, сколько атомов во вселенной,
В этих мирах обитает невообразимо много Будд.
Они пребывают в окружении Бодхисаттв –
Созерцая их, пусть я проявлю пробужденное поведение.

»



Комментарий:

Здесь мы желаем быть связанными с Дхармой. Есть 8 типов связи: видеть Будду и будда поля, слушать поучения Будды, быть вовлеченным в поворот Колеса Дхармы, быть вместе с Буддами и Бодхисаттвами на протяжении кальп, видеть Татхагату или Будду, выполнять действия Будды, развиваться в чистых мирах, и достичь состояния Татхагаты.


«

Точно так же во всех направлениях
По ширине всего лишь одного волоска
Присутствуют океаны Будд, столь же многие, сколь в трех временах, и океаны миров –
Да буду я в связи с ними практиковать океаны кальп.

»



Комментарий:

Мы желаем вместе с великими Бодхисаттвами применять благородное поведение, развивать 6 парамит и все просветленные качества по отношению ко всем полям силы будд.

Это метод Самантабхадры, с помощью которого можно развить поля силы Будд и облака подношений. Атом – самая маленькая частица в мире. Во вселенной – бесчисленное количество атомов и столько же полей силы Будд, сколько атомов. Внутри каждого атома находятся все поля силы Будд всех десяти направлений. Каждое из этих полей силы или чистых стран – обширно и просторно, содержит в себе Будд прошлого, настоящего и будущего, окруженных Бодхисаттвами. И они все умещаются в пространстве не больше кончика пряди волос. Мы проявляем это неизмеримое количество полей силы, созерцаем все их содержимое и продолжаем быть вдохновленными ими на протяжении бесконечных кальп.


«

Один только звук голоса Будды исполнен океана качеств
И обладает чистыми свойствами мелодичной речи Победоносных, –
Гармоничной речи, совпадающей со склонностями всех существ.
Пусть я всегда буду слышать речь Будды.

»



Комментарий:

Будда был совершенен телом, речью и умом. Мы слушаем речь Будды, чтобы достичь его совершенства. Каждое слово, которое говорит Будда, полно смысла и цели. Его звук – мелодия. В речи Будды нет никаких дефектов. Будучи просветленным, Будда понимает ментальное состояние каждого, его отношение и уровень понимания. Он произнесет только те слова, которые его слушатели смогут услышать, воспринять, и только те слова, которые усмирят их умы и принесут им большую пользу. Даже, обращаясь к большим группам людей, Будда способен одним и тем же поучением помочь каждому в группе индивидуально, согласно его личному уровню ментального развития, устранить его замутнения, удалить все сомнения и запутанность. Мы желаем всегда иметь возможность слушать речь Будды и размышлять над ней.


«

Пусть благодаря силе своего ума я буду
Слушать непрерывную мелодичную речь
Победоносных, проявляющихся в трех временах
И поворачивающих Колесо Дхармы.

»



Комментарий:

Главная активность Будд прошлого, настоящего и будущего – поворачивать Колесо Дхармы, Дхармачакру, устранять невежество живых существ и вести каждого из них к просветлению. Когда Будда учит, его поучение входит в ум ученика и продолжает «двигаться», как колесо. Есть различные методы поворота колеса Дхармы. Его физическая сторона состоит в демонстрации чудес, речевой аспект – в давании поучений, и аспект ума – в передаче реализации через благословение. Эти различные методы работают на различных уровнях, усмиряя умы. Если бы Будда учил на своем собственном уровне реализации, мы бы не были способны понять его или получить пользу от его речи, потому что наш уровень понимания гораздо ниже. Благодаря своему великому сочувствию и искусным методам, Будда способен скорректировать свою речь в соответствии с ментальным уровнем каждого и вести каждого по пути. Именно это сочувствие и искусные методы соединяют каждого слушателя с абсолютным уровнем просветления.

Мы желаем иметь возможность слушать все мелодичные поучения Будд всех времен, и действовать в качестве помощников Будды в повороте Колеса Дхармы.


«

Как все будущие кальпы проявляются друг из друга,
Так пусть и я буду проявляться в них в тот же самый момент,
Пусть я буду в связи с ними и проявлюсь в каждый миг времени
На протяжении стольких кальп, сколько их в трех временах.

»



Комментарий:

По достижению просветления Будда обретает всеведение – знает все происходящее вне пределов времени и пространства, мгновенно понимает каждый аспект, природу и причину всего происходящего. Мы желаем на протяжении кальп развить наше понимание в то же самое всепроникающее и всеохватывающее качество. Тогда ничто не сможет замутнить нашу мудрость, и наш ум будет свободен от завес и неведения.


«

Пусть я увижу мгновенно
Этих львов среди людей, появляющихся в трех временах.
Пусть я всегда буду в связи с их сферой реализации
Через силу иллюзии подобного освобождения.

»



Комментарий:

«Львы среди людей» значит Будды и Бодхисаттвы трех времен, прошлого, настоящего и будущего. Мы желаем быть способными видеть их всех мгновенно, и желаем, чтобы эта способность оставалась с нами, пока не достигнем просветления.

Будды всегда находятся в состоянии самадхи или медитации. В этом состоянии, будучи свободными от совершенствования, и в Дхармакайе, они проявляют Рупакайю или подобные иллюзии действия и формы, приносящие благо живым существам. Мы желаем постоянно развивать такое состояние самадхи и способность проявляться на благо всех живых существ.


«

Пусть я проявлю в единственном атоме
Все океаны миров, что есть в трех временах,
Пусть я буду в связи с океанами миров Будд
Во всех направлениях всегда.

»



Комментарий:

Каждый Будда по достижении просветления проявляет чистую страну. Эта способность возникает благодаря тому, что во время движения по пути присутствовало намерение проявить чистый мир и было сделано такое пожелание. С достижением же просветления обретаются все способности, необходимые для его воплощения.

Каждый атом во вселенной содержит все поля силы Будд десяти направлений. Каждое из этих полей силы или чистых стран содержит всех Будд прошлого, настоящего и будущего, каждый из которых создает причину для всех существ рождаться там и достигать просветления. И поэтому мы желаем быть способными проявлять подобные чистые миры на благо всех живых существ.


«

Светочи миров, которые еще не появились,
Постепенно проснутся, повернут Колесо Дхармы,
И проявят Нирвану, окончательный покой –
Пусть я войду в присутствие этих защитников.

»



Комментарий:

Будущие Будды появятся, чтобы освободить мир от неведения. Мы желаем иметь способность проявиться перед этими Буддами и попросить их повернуть Колесо Дхармы. И впоследствии, когда они будут на грани достижения Нирваны, присутствовать, чтобы служить им и получать их наставления.


«

Через силу стремительных чудес,
Силу Яны, двери,
Силу поведения, исполненного качествами,
Силу всепроникающей любящей доброты,
Силу добродетельной заслуги,
Силу мудрости, свободной от привязанности,
И силы знания, методов и самадхи,
Пусть я в совершенстве проявлю силу пробуждения.

»



Комментарий:

Есть десять сил, в достижении которых тренируются Бодхисаттвы. Эти силы становятся благоприятными условиями для пробуждения. Эти десять сил необходимо развить, чтобы успешно достичь просветления и преодолеть все препятствия, какими бы те ни были.

Первая сила состоит в способности в один единственный момент времени посещать все поля силы Будд, проявлять чудесные подношения всем Буддам и Бодхисаттвам и получать от них поучения. И в то же самое время проявляться для живых существ и вести их по пути поучениями и благородным поведением.

Вторая сила – это сила Яны или колесницы – приносить пользу всем живым существам различными проявлениями через подходящие и эффективные методы временно и абсолютно, пока они не достигнут просветления.

Третья сила – это поведение в соответствии с шестью парамитами: щедростью, правильным поведением, терпением, радостным усилием, медитативной концентрацией и мудростью. Способность давать людям то, что им нужно, говорить приятные слова, совершать действия осмысленно, быть безупречным в мыслях и действиях, проявлять неизмеримую любовь, радость, сострадание и равностность. Если у нас есть все эти качества третьей силы, у нас будет «сверхзнание» – за пределами обычных способностей видеть и знать. Постепенно мы станем способны преодолеть препятствия и невежество и действовать свободно, принося пользу всем живым существам в соответствии с их нуждами и состояниями ума.

Четвертая сила – это всепроникающая, неизмеримая любовь и сострадание ко всем живым существам. Если мы поймем, что рождались множество раз, и что каждое живое существо хотя бы один раз было нашей матерью, то поймем и то, что должны любить всех живых существ без единой мысли о себе, безусловно, так, как любим собственную мать. И проявлять сострадание с искренним желанием облегчить любое страдание или трудность, которое они могут переживать, и намерением освободить их от всех несчастий.

Пятая сила – это сила любого добродетельного действия, которое имеет отношение к развитию щедрости, моральной этики или терпения по отношению к Буддам или любым живым существам. Накопление хороших впечатлений должно иметь совершенное начало или основу, совершенную мотивацию, и совершенное действие. Например, если кто-то голоден и беден, это может быть основой для нашего развития щедрости. Если мы не ищем никакой славы или материальной выгоды от помощи им, помогаем с искренним и чистым умом, только потому, что чувствуем любящую доброту и сочувствие к этому человеку, то это совершенная мотивация. Если мы потом даем еду этому человеку из наших собственных средств, не воруя, не обманывая и не забирая у кого-то другого, то это совершенное действие. Накопление позитивных впечатлений также состоит из предварительного, среднего и завершающего этапов. Предварительный этап – это правильная мотивация (позитивные мысли), средний – правильное действие (приносящее пользу поведение), завершающий – соответствующее пожелание и посвящение.

Шестая сила – сила мудрости, которая свободна от привязанности к явлениям и идеи «я». Идея «я» является корнем невежества и запутанности. Привязанность к ней создает препятствие в реализации абсолютной истины. Мудрость, свободная от таких замутнений, всепроникающая и всеведущая, становится основой для просветления.

Седьмая сила – это знание абсолютной природы себя и явлений.

Восьмая сила – достижение средств, приносящих благо всем живым существам в соответствии с их нуждами.

Девятая сила – это ум, покоящийся в состоянии медитации. Чтобы достичь этого уровня, нужно сначала развить спокойный и мирный ум. Это, в свою очередь, ведет к ясности, а ясность – к проницательному, безмятежному состоянию ума, дающему рост способности воспринимать то, что недоступно обычному уму. Это сверхзнание или полное знание дает нам способность приносить огромную пользу живым существам, что и делает его важным.

Вышеуказанные девять сил вместе ведут к развитию пробужденного ума и проявлению состояния Будды, которое и является десятой силой.


«

Пусть я очищу силу кармы,
Одержу победу над силой клеш,
Лишу заблуждения всей их власти,
И усовершенствую силу превосходного поведения.

»



Комментарий:

Любая негативная мысль и действие приводят к боли и страданию. Мы накопили большое количество кармы из таких негативных мыслей и действий на протяжении многих жизней. Сила и власть всей этой кармы должна быть ослаблена и уничтожена, иначе продолжится наше постоянное страдание. Мы можем добиться этого сожалея о каждой из негативных мыслей и поступков, которые совершили, перед лицом всех Будд и Бодхисаттв и оставляя мысль о повторении подобных мыслей и поступков. За этим следует принятие прибежища в Будде, Дхарме и Сангхе – решение опираться на Будду, Дхарму и Сангху в поиске защиты. И, наконец, развитие просветленного настроя или бодхичитты. Эти четыре действия очистят всю карму и выметут кармические силы, связанные с негативными мыслями и действиями.

Клеши – это загрязнения или завесы. Чтобы преодолеть их, нам нужно применять соответствующие противоядия, иначе они так и продолжат истязать наши тела и умы. Желание, ненависть и невежество должны быть побеждены, соответственно, пониманием несовершенства, любящим отношением и пониманием взаимозависимости, природы причины и следствия. Развитие и применение этих противоядий постепенно приведет к победе над всеми завесами, и свободе от страдания, которое они причиняют.

Мара в этом контексте подразумевает три мары: формы, смерти и страсти, которые не позволяют нам достичь просветления. Это препятствия на пути. Чтобы нейтрализировать силу мары, мы применяем аналитическую мудрость с соответствующими противоядиями: понимание того, что форма и 5 органов чувств, ее вопринимающие, не существуют отдельно друг от друга; осознание возможности прекращения круга рождения и смерти; осознание несовершенства и непостоянства.

Победив эти препятствия, мы разовьем силу превосходного поведения или бодхичитты, которая преодолевает все кармические силы, загрязнения и мары и впоследствии поможет нам быстро достичь просветления.


«

Пусть я очищу океаны миров,
Освобожу океаны живых существ,
Увижу океаны дхармы,
Осознаю океаны мудрости,
Очищу океаны поведения,
Доведу до совершенства океаны молитв пожеланий,
Сделаю подношения океанам Будд
И буду действовать без устали на протяжении океанов кальп.

»



Комментарий:

Наше пожелание состоит в том, чтобы:

А) очистить океаны миров и трансформировать все миры в чистые миры, в которых содержатся деревья, исполняющие желания, и все остальные качества чистой страны Будды. В каждом из этих миров мы желаем привести всех живых существ к освобождению через 3 типа чудес – тела, речи и ума. Это физические проявления Будд, которые демонстрируют невероятные чудеса; поучения, которые трансформируют умы живых существ и ведут их по правильному пути к просветлению; и всепроникающая мудрость, которая награждает благословением, создавая позитивные, просветленные мысли в уме каждого живого существа.

Б) освободить океаны существ. Освобождение в этом контексте подразумевает относительное и абсолютное освобождение. Относительное освобождение может быть достигнуто удалением страха хотя бы на один момент, через тело, речь или ум. Самсарический страх существует в шести мирах и проникает в миры желания, миры форм и миры без форм. Освобождение от самсарического страха ведет к нирване.

В) увидеть океаны Дхармы. Дхарма включает в себя и буквальную форму в виде текстов Трипетаки, сутр Махаяны и тантр Ваджраяны, а также различные уровни реализации. Наше пожелание в том, чтобы мы стали способны понять и впитать смысл всей Дхармы с мудростью и без помех или сложностей.

Г) осознать океаны мудрости. Осознавая истинную природу явлений и себя, мы осознаем океаны мудрости.

Д) очистить океаны поведения. Любое поведение, которое противоречит мыслям и действиям Бодхисаттвы, нуждается в очищении.

Е) довести до совершенства океаны молитв пожеланий. Наши молитвы пожелания совершенны и будут исполнены, если мы стремимся действовать с чистой мотивацией тела, речи и ума.

Ж) делать подношения океанам Будд. Мы делаем неизмеримые и обширные подношения бесчисленным Буддам десяти направлений и трех времен.

З) действовать без устали на протяжении океанов кальп. Развитие чистых миров должно производиться постоянно с радостным усердием без усталости на протяжении бесконечного времени.

Это 8 океанов достижения.


«

Все Победоносные, которые появляются в трех временах,
Пробуждаются к просветлению через превосходное поведение.
В результате молитв пожеланий о пробужденном поведении –
Пусть я доведу его до совершенства.

»



Комментарий:

Мы желаем следовать за Буддами прошлого, настоящего и будущего. Мы желаем, чтобы все те, кто делал пожелания достичь просветления, достигли этой цели благодаря совершенному воплощению такого пожелания, и чтобы мы смогли сделать так же сами.


«

Самый старший сын Победоносных
Именуется Самантабхадра.
Я посвящаю все эти хорошие впечатления
Тому, чтобы действовать с умением, подобным его умению.
Пусть я также буду равен ему
В умении превосходного посвящения
Чистому телу, речи и уму,
Чистому поведению и чистым мирам.
Пусть я буду действовать в согласии с молитвами пожеланий Манджушри,
Чтобы проявить превосходную добродетель,
Не уставая на протяжении будущих кальп,
Пусть я доведу эти действия до совершенства.

»



Комментарий:

Мы желаем следовать за Бодхисаттвами и реализовать те же пожелания, что и они.

Самантабхадра упоминается здесь, потому что он – самый старший, а также потому, что он был первым Бодхисаттвой, которые реализовал просветленное отношение. Он совершенен и чист в своем поведении. Все Будды и Бодхисаттвы десяти направлений в один голос признали его как Самантабхадру, что значит «благородный в каждый момент». Его способности включают в себя способность проявляться в различных формах в различных мирах, чтобы приносить пользу живым существам, общаться со всеми живыми существами мелодично с всепроникающим мудрым умом, знающим и понимающим их нужды и ментальные состояния, а также на любом языке. Он совершенен телом, речью и умом, постоянно развивает 6 парамит, и трансформирует все миры в чистые миры. Мы желаем следовать его впечатляющему умению, делать такие же посвящения, как он, и накопить достаточно хороших впечатлений, чтобы обрести его качества.

Манджушри также развивал и постоянно развивает все благородные, добродетельные действия и поведение Бодхисаттвы в трех этапах – начала, середины и конца. Одним из его самых сильных поступков было пожелание, которое он сделал, будучи королем: оставаться в Сансаре, чтобы освобождать живых существ, оставаться до тех пор, пока все живые существа не достигнут того же состояния освобождения. Мы желаем делать то же самое.


«

Пусть мое поведение будет неизмеримым,
Пусть мои качества будут неизмеримы,
Не отступая от поведения, которое невозможно измерить,
Пусть я буду отправлять эманации.

»



Комментарий:

Действия и просветленные качества Бодхисаттвы обширны и неизмеримы, они пронизывают все явления. Мы желаем обрести уровень действий и качеств, присущих всем Буддам и Бодхисаттвам.


«

Живые существа распространяются
До самых пределов пространства,
Пусть мои молитвы пожелания распространяются
До самых пределов их кальп и завес.

»



Комментарий:

Везде, где есть пространство, есть и существа. Везде, где есть существа, есть карма и завесы. Чтобы устранить кармические силы и завесы и освободить живых существ, наше пожелание должно продолжаться и длиться столько, сколько существуют эти силы, до тех времен, пока все живые существа не освободятся из Сансары. Это удивительное пожелание завершает 16 пожеланий.


«

Даже если украсить драгоценными камнями
Бесконечные миры десяти направлений, и поднести их Буддам,
Или отдать высшее счастье богов и людей
Длящееся столь много кальп, сколько атомов во вселенной,
Тот, кто слышит это верховное из всех посвящений,
Кто вдохновлен достижением высшего пробуждения
И дает прорасти вере в него, обретает подлинно хорошие впечатления,
Которые гораздо сильнее.

»



Комментарий:

В делании пожеланий есть огромная польза, равно как и в посвящении этих пожеланий будущему просветлению.

Принято делать подношения Буддам и их сыновьям десяти направлений с сердечной преданностью. Такие подношения могут состоять из неизмеримых узоров драгоценных камней, которые украшают чистые страны. Они также могут принять форму неизмеримо обширных подношений пяти чувств, например, глубокие и чистые субстанции из мира богов и людей, которые исполняют желания пяти органов чувств. Красивые формы, красноречивые мелодии, благовонные ароматы, вкусная еда и успокаивающие эмоции. Эти подношения могут быть столь же многочисленными, сколь многочисленны пылинки в десяти направлениях, и настолько же обширны, как все поля силы будд, и их можно подносить на протяжении бесчисленных кальп. И все-таки, по сравнению с этими волшебными подношениями, гораздо больше пользы в слушании молитвы пожеланий Самантабадры и размышлении над ее смыслом с большой сопричастной радостью и преданностью. Хорошие впечатления, которые накапливаются через такое действие, никуда не денутся до самого просветления.


«

Кто бы ни делал эту молитву пожеланий о Превосходном Поведении
Освободится от низших миров,
Освободится от негативных друзей,
Они увидят Амитабу скоро,
Получат все хорошие впечатления и останутся счастливы –
Вместе с этим всем их жизнь пройдет хорошо.
Точно такими же, как Самантабадра.
Они станут совсем скоро.
Что бы ни было соверешно в результате неведения,
Все негативное, даже пять несоизмеримых действий,
Будет быстро очищено теми,
Кто практикует это Превосходное Поведение.
Они будут обладать мудростью, красотой и знаками,
Принадлежать к благородной семье с хорошим обликом.
Они не попадут под власть завес или неправильных взглядов,
Три мира будут делать им подношения.
Они скоро придут к дереву Бодхи,
И, придя туда, сядут, чтобы принести пользу живым существам,
Пробудятся в просветление, повернут Колесо Дхармы,
И преодолеют все заблуждения и все их последствия.

»



Комментарий:

Кто угодно, кто с крайней преданностью и усердием делает это пожелание благородного поведения, обретет 13 видов пользы.

1. Очищение любого негативного действия, которое могло бы привести к перерождению в трех низших мирах. Станет возможным временно избежать рождения в этих мирах, даже если присутствуют кармические тенденции быть там рожденными.

2. Вы не встретите неблагородных друзей, которые будут подталкивать к совершению еще большего количества негативных действий или к вовлечению в любые мысли или действия, которые могут привести к росту загрязнений. Также вы не встретите друзей, которые искажают правильное поведение и слушание, размышление и медитацию согласно поучениям Дхармы.

3. Вы будете способны созерцать чистую страну Будды Амитабы в течение этой жизни, и сразу после смерти родитесь там безо всяких помех.

4. Вы встретите духовного мастера, который учит великой колеснице Махаяны, и без усилий обретете духовных друзей и богатство.

5. Любые неблагоприятные условия, такие как болезни и препятствия, будут устранены и, в конце концов, станут благоприятными условиями для практики Дхармы.

6. Силой благословения Будд и Бодхисаттв, вы разовьете способность приносить пользу живым существам, как временную, так и абсолютную – просветление.

7. Так же, как Самантабадра сделал великое пожелание и таким образом развил поразительные качества и способности, так и вы разовьете его качества и способности, и это не займет слишком много времени.

8. В течение множества наших перерождений мы совершили немало отвратительных негативных деяний, не зная их кармических последствий. Зная великую пользу этого пожелания, и искренне, из глубины нашего сердца развивая веру и преданность, этими пожеланиями можно полностью удалить впечатления от всех негативных поступков.

9. Тот, кто делает это пожелание в качестве главной практики, разовьет мудрость понимания смысла каждой сферы знания в каждом перерождении, будь то человеческий или божественный миры.

10. В каждом перерождении вы обретете прекрасную физическую форму с такими же качествами, как и у Будд. Вы также будете обладать прекрасной внешностью и качествами вселенского монарха.

11. Тот, кто делает это пожелание, не сможет быть уничтожен никакой формой Мары или человеком со злым намерением.

12. Вы будете уважаемы, вам будут помогать живые существа: люди, подземные существа – Наги или духи, и надземные существа – небесные боги.

13. Тот, кто делает это пожелание в качестве своей главной практики, пройдет через каждый бхуми (уровень Бодхисаттвы) без каких-либо препятствий и подойдет к дереву Бодхи, где, ради освобождения всех живых существ, достигнет просветления. Впоследствии, повернет колесо глубокой Дхармы, подчинит внутренние и внешние силы Мары и исполнит все действия Будды.


«

Полный результат для тех, кто будет слушать, учить или читать
Эту Молитву Пожелания о Превосходном Поведении,
Сравнится только с Буддами,
Без всякого сомнения, это полное просветление.

»



Комментарий:

Кто угодно, кто с преданностью хранит пожелание Самантабадры под названием «Благородное поведение» в текстовой форме, или кто учит ему других, или читает его с искренним сердцем, создаст настолько великое действие, что даже архат или пратьекабудда или благородные не смогут его оценить. Таким образом, хорошие впечатления от этой практики доступны пониманию только Будд. Нужно не поддавать сомнению слова Будды, а просто практиковать с полной искренней преданностью.


«

Я посвящаю всю добродетель,
Последующую и превосходящую,
Воину Манджушри, который всеведущ,
Так же, как Самантабадра.

»



Комментарий:

Мудрость Манджушри устраняет жадность, осознает истинную природу и освобождает живых существ от неведения. Глубокий метод посвящения Самантабадры никак не обусловлен ни прошлым, ни настоящим, ни будущим. Таким образом, следуя примеру этих великих Бодхисаттв, мы делаем подобные пожелания и, через них посвящаем все позитивные впечатления, которые у нас есть, благу живых существ.


«

С посвящениями, которые восхваляются, как наивысшие,
Победоносными, что появляются в трех временах,
Я посвящаю все, что ведет к добродетели,
Превосходному поведению.

»



Комментарий:

Будды прошлого, настоящего и будущего возносят хвалу в один голос, чтобы посвятить хорошие впечатления, накопленные этим действием, достижению наивысшей радости просветления всеми живыми существами. Подобным образом и мы должны посвятить все хорошие впечатления, которые могут произрасти из нашего пожелания. И желать, чтобы они стали причиной просветления на благо всех живых существ.


«

Когда прийдет время смерти
Пусть все мои завесы исчезнут,
Видя Амитабу напрямую,
Пусть я войду в его мир Сукхавати.
Войдя туда, пусть я осуществлю
Все, о чем просил в пожеланиях,
Исполню его в полной мере
И буду приносить пользу существам
до тех пор, пока существуют миры.

»



Комментарий:

Во время смерти вы освободитесь от всех загрязнений кармы и всех завес, особенно от загрязнений, которые чинят препятствия тому, чтобы видеть Будду. А конкретнее, мы желаем иметь видение Будды Амитабы вместе с его двумя Бодхисаттвами. С этим видением мы устраняем даже малейшие загрязнения и входим во множество дверей Самадхи, мгновенно рождаемся в чистой стране Будды Амитабы. В чистой стране мы развиваем каждое из качеств просветления для себя и для других и остаемся в Сансаре ради освобождения всех живых существ, пока она не опустеет.


«

В этом превосходном и радостном мире Победоносного,
Пусть я буду рожден u1074 в красивом лотосе
И пусть напрямую от победоносного Амитабы
Я получу предсказание.

»



Комментарий:

Чистая страна Сукхавати, обладающая всеми совершенными качествами, проявлена через великое самадхи в результате пожеланий Будды Амитабы. Сразу после смерти можно чудесным образом мгновенно родиться на красивом цветке лотоса в волшебном дворце, который самовозник силой пожеланий и который сделан из священных материалов, доставляющих максимум радости и комфорта. Можно мгновенно увидеть Будду Амитабу и получить предсказание, когда и где будет достигнуто просветление вместе с высшими учениками Будды Амитабы.


«

Получив его предсказание,
Пусть я буду приносить пользу всем существам в десяти направлениях
Благодаря силе своего ума
Многими миллионами эманаций.

»



Комментарий:

Получив предсказание от Будды Амитабы, мы достигаем просветления и проявляем сотни миллионов эманаций, чтобы приносить пользу всем живым существам с помощью глубоких метода и мудрости, которые мгновенно дают облегчение от страданий Сансары и до тех пор, пока она не опустеет, ведут всех существ в низших мирах к состоянию просветления.


«

Благодаря хорошим впечатлениям, что я накопил,
Делая Молитву Пожелания о Превосходном Поведении,
Пусть добродетель молитв пожеланий
Будет мгновенно достигнута всеми существами.
Благодаря безграничной истинной заслуге,
Обретенной посвящением Молитвы Пожелания о Превосходном Поведении,
Пусть все существа, тонущие в реках страдания,
Достигнут дворца Амитабы.

»



Комментарий:

Сколько бы ни было хороших впечатлений, накопленных благодаря прочтению или практике Сутры Благородного Поведения, пусть они будут причиной мгновенного исполнения каждого позитивного желания сделанного каждым живым существом. Пусть хорошие впечатления, накопленные такой практикой, создадут причину будущего перерождения каждого живого существа в чистой стране Будды Амитабы и, как только они окажутся там, пусть они все наслаждаются океанами ее превосходных качеств.


«

Пусть эта Верховная Молитва Пожеланий
Принесет высшую цель и пользу всем живым существам,
По завершению этого текста, украшенного Самантабадрой,
Пусть низшие миры опустеют.

»



Комментарий:

Пусть Превосходное Поведение, которое является Верховной Молитвой Пожеланий, сделает нас способными достичь состояния просветления настолько быстро, насколько это возможно, и подарить временную и абсолютную пользу всем живым существам числом столь же необъятным, как само пространство. Это путь и практика всех великих Будд без исключения, таких как Будда Самантабхадра, который развивал пожелания этим способом. Подобно ему, мы желаем развить эти качества и идти по следам всех великих Будд. Пусть мы реализуем эти пожелания и посвятим их тому, чтобы страдание всех живых существ было успокоено навсегда.

Сайт Ринпоче: Shangpa.Org.


другие тексты

 CTRL

интересно / Личный опыт

© 2011 Оксана | кто это?