буддизм
фотографии
творчество
путешествия
кто здесь
RSS
поехали?
советы
карта
календарь

Перемещения / Наемный транспорт

(опубликовано 01.01.2009)

Слишком много ненужных вам слов о «теории экономики», но и пара полезных вещей о джипах и такси.

Путешественнику полезно иметь немного знаний из теории экономики или хотя бы просто хорошо ориентироваться в том, как устроен мир. Речь здесь не о космологии, не о том, как рождаются или создаются целые вселенные, а всего-лишь о том, что когда вы идете по деревенской дороге и по той же дороге едет телега с сеном, затраты на то, чтобы подвести вас до ближайшего населенного пункта будут приблизительно равны стоимости лишнего пучка сена, которое прийдется съесть лошади, чтобы возместить калории, потраченные на лишние 60 килограмм веса. А если же вас подвозит автомобиль, то лишних затрат при этом не будет никаких - двигатель израсходует столько же бензина, сколько бы он израсходовал и без вас, особенно если вы сели в машину где-нибудь на перекрестке, где всеравно приходится тормозить.

На этом простом знании основан весь автостоп: людям, которые итак куда-то едут в пустых машинах, совсем не сложно взять с собой кого-нибудь еще. А если вы при этом еще способны их развлечь и не дать заснуть на долгих перегонах между городами - то они скорее даже преобретают, чем теряют.

В какой-нибудь Москве такси будет стоить диких денег, потому что вам прийдется оплатить не только израсходованный на проезд бензин, но и обед самого таксиста, его жены и нескольких малолетних детей. Добавить еще немного, чтобы им было что отдать за аренду квартиры и еще чуть-чуть - самому водиле на сигареты и вечернюю бутылку пива - ведь после трудного рабочего дня обязательно надо расслабиться.

Это упрощенное описание экономической модели нашего общества. Выражение «на чай» пошло именно отсюда. Человек, который выполняет для вас какую-то работу, этим в первую очередь обеспечивает свой прожиточный минимум - количество калорий, потраченных за день - но если вы считаете, что он облегчил вам жизнь чуть больше, чем на один лишь аутсорсинг поставленной задачи, вы можете в знак благодарности добавить ему немного денег на что-нибудь приятное. Например, чашку чая.

Возвращаясь к московскому таксисту, если вы попросите его довести вас до Саратова, подождать немного, и отвести в Москву, то ожидайте оплатить не только бензин, но и его полную зарплату за сутки, как минимум. И даже если вы попросите отвести вас только в Саратов, то цена всеравно не особенно изменится: кто стоит на трассе? Проститутки и нищие автостопщики, а ехать домой точно надо. Если сумма всеравно кажется вам очень высокой, просто приплюсуйте возмещение морального ущерба, которое нанесет водителю его жена за столь позднее возвращение и потраченную на трассе прибыль.

Путешественнику это все нужно знать, чтобы спокойнее относиться к суммам, которые иногда приходится платить. Ведь калории, потраченные на тягостные раздумия о том, сколько же на вас заработали, не возместит никто. А если подумать о том, что сейчас вы просто помогаете человеку выжить в тяжелом мире, и насколько же его судьба сейчас тяжелее вашей, то любое путешествие превращается в приятную благотворительность. Туристический сезон длится не так уж и долго, сейчас все эти люди обеспечивают себе еду и питье на остальную часть года. Так же, как и мы закатываем в многочисленные банки летние фрукты и овощи, чтобы было чем полакомиться зимой.

Возвращаясь к вопросам наемного транспорта, очень важно понимать, что часто расстояние от одной алтайской или индийской деревни до другой, не смотря даже на то, что это два абсолютно разных населенных пункта, сравнимо с расстоянием от одного конца Москвы до другого. Особенно это работает на витых горных серпантинах, где пять часов дороги между городами по километражу оказываются буквально рядом. И вдруг оказывается, что затраты на то, чтобы обеспечить себе комфортное путешествие по всем окрестным достопримечательностям, совсем не так высоки, как мог бы подумать житель огромной столицы.

Если вы путешествуете в одиночестве, конечно, лучше перемещаться общественным транспортом, но если попутчиков хотя бы четверо, уже можно задуматься о такси. Если вас семеро, то все становится еще проще и удобнее: микроавтобусы и джипы, работающие на более дешевом дизельном топливе, идеально подходят для путешествий, а стоят столько же, сколько обычный легковой автомобиль.


В Индии очень популярны джипы, в зависимости от модификации, они могут увезти от 5 до 10 человек. И хотя 10 человек будут сидеть весьма плотно, на неровных дорогах это скорее плюс, чем минус - вас будет несравнимо меньше трясти. Похожие джипы, хотя и намного более комфортные, я видела в Таиланде и Тибете, скорее всего что-то подобное можно найти и в других странах, где есть туристический бизнес. В Непале помимо джипов попадаются очень симпатичные микроавтобусы на 14 человек. За путешествие на таком транспорте каждый человек заплатит не сильно больше, чем за обычный публичный автобус, а быстрота и удобство частного транспорта не идут не в какое сравнение с публичным. Подумайте обо всех тех остановках, которые ваша машина не сделает, и о возможности включить на приятной для вас громкости любую приятную для вас музыку, если, конечно, она у вас с собой.

Но где же взять попутчиков? Самый простой вариант, конечно, купить небольшой тур в каком-нибудь агенстве - вариант для ленивых. Но ленивый, как и скупой, платит дважды - вы получаете все недостатки жесткой организации собственного времени плюс, что бывает очень часто, принудительный шоппинг в магазинах, у которых контракт с вашим агенством.

Хороший английский и путеводитель наподобие LonelyPlanet помогут вам выбрать отель, в котором можно встретить большое количество таких же путешественников, как и вы, которые скорее всего хотят попасть в те же самые места, и которых достаточно просто собрать вместе и чуть-чуть организовать. Потраченную на это энергию вы самостоятельно возместите приятным ужином за те деньги, которые могли бы заплатить агенству за ту же самую работу по организации. А уж сколько энергии вы сохраните, путешествуя с комфортом!

Сходя с поезда на какой-нибудь большой станции, а также пересекая пешую границу на популярном туристическом маршруте, ожидайте встретить немало потенциальных попутчиков. Пять-десять минут разговора, и вы уже можете быть группой. Дальше вам понадобятся знания не только экономики, но и арифметики - чтобы разделить названную водителем сумму на количество людей и сравнить со стоимостью проезда в автобусе.

Лучше всего, конечно, договариваться с водителем напрямую, но для этого нужно его сначала найти, а потом и суметь объяснить, куда вы хотите попасть: далеко не все водители говорят по-английски. Здесь помимо таланта мима и вдохновения вам поможет карта, где все надписи продублированы на местном языке. И, конечно, ручка с бумажкой для цифр и названий, ведь часто недостаточно просто говорить по-английски, нужно говорить еще и с местным акцентом. Задача кажется очень сложной, но в случае больших стыковочных пунктов и простых подвозок до ближайшего приятного места она очень сильно упрощается: вы далеко не первые туристы. Даже если водитель окажется не в силах произнести ваше имя или понять, из какой страны вы приехали, он твердо знает, что вам нужно в одно из ближайших популярных мест, и привезет вас туда без лишних слов.

Чтобы найти водителя с машиной, нужно приехать в место скопления транспорта, зарабатывающего на перевозках. Это может быть автобусная остановка, особенно не главная - для маршрутов на дальние дистанции, а дополнительная - для коротких пригородных перевозок. Это может быть вокзал, особенно один из тех вокзалов, за которыми начинаются большие площади без железнодорожного сообщения. Кое-где эти места найти просто, а кое-где - надо специально ехать на другой конец города. И тогда, конечно, лучше оплатить услуги агента, который позвонит по телефону, закажет машину прямо к вашему отелю и сам все объяснит водителю.

От гида, который будет путешествовать с вами, лучше всего отказаться. Во-первых, потому что он займет самое приятное переднее сиденье в машине, на котором могли бы сидеть вы сами, и, во-вторых, потому что врядли расскажет вам больше, чем можно самостоятельно найти в интернете за 15-20 минут времени. Информация в той же Википедии не раз проверяется многими читателями, а кто проверит гида, который будет радостно вешать вам лапшу на уши несколько часов? Конечно, попадаются и хорошие гиды, но в большинстве случаев агенства нанимают людей, у которых просто очень хорошо подвешен язык. Что и как они рассказывают туристам, больше напоминает тамаду на какой-нибудь свадьбе среднего пошиба, чем эрудированного человека, способного дать действительно полезную и интересную информацию. А зачем вам тамада в буддийском монастыре?

Изредка попутчиков куда-нибудь в аэропорт или с вокзала на пляж может найти даже сам водитель, но в большинстве случаев они отказываются это делать. Если же соглашаются, вы никак не застрахованы от какого-нибудь разговорчивого аборигена, который будет наседать вам на уши вопросами, кто вы и откуда, всю дорогу.

Здесь, как и везде, работает простое правило - хочешь сделать что-то хорошо, сделай это сам. А не хочешь делать это сам - будешь платить за чей-то завтрак, обед, ужин, а в некоторых случаях - и вечернее пиво.


Пепелацы и другие хитиновые


В жарких странах, а также в странах третьего мира можно часто встретить виды транспорта, немыслимые в цивилизованной и холодной Европе. Хотя сейчас Европа и возвращается к велосипеду, как средству передвижения ввиду его дешевизны и экологичности, сложно представить какого-нибудь немецкого бюргера на велосипеде к коляской - велорикше - предлагающего провезти вас несколько кварталов по Мюнхену. А вот в Индии, Непале и каком-нибудь Вьетнаме они повсеместны.





Садясь на такой вид транспорта первый раз, чувствуешь себя буржуем-эксплуататором, но еще через некоторое время коммунистическая пропаганда уступает место пониманию экономических реалий. Отставим в сторону проблемы экологии, многие страны третьего мира до них еще просто не доросли, дело в том, что для большинства физически здоровых, но не образованных людей - это прекрасный способ прокормить себя и свою семью. Велосипеды не требуют никакого топлива, кроме тарелки риса водителю, и никакой сложной технической поддержки. Отказываясь пользоваться этим видом видом транспорта то ли из сострадания, то ли из брезгливости, турист лишает всех этих людей естественного для них заработка на жизнь. Если здесь что-то и надо менять, то на государственном уровне, а самым сострадательным поступком здесь и сейчас будет просто позволить им на тебе немного заработать. Впрочем, признаюсь честно, от пеших рикш в Калькутте, которые бегут по улицам босиком с пассажиром в коляске, передергивает даже меня саму.

Эволюционное звено между велорикшей и привычным такси заполняют так называемые авторикши - небольшие колымаги на трех, иногда четырех колесах. Отсутствие окон в них полностью компенсирует отсутствие кондиционера, а маленький размер важен не только для лучшей маневренности на заполненных коровами, велорикшами и пешеходами улицам, но и для меньшего расхода топлива. Что-то подобное иногда можно встретить на набережных наших курортных городов в качестве развлечения для туристов, но только здесь это полноценновый вид городского транспорта. Цветы, гирлянды и никакой эксплуатации!

В некоторых городах установлен лимит количества пассажиров, которые может везти такая авторикша, но зато там, где его нет, пассажиры будут чуть ли не свисать гроздьями со всех подножек. Упаси вас карма сесть в такую публичную колымагу вместо более-менее нормального автобуса или комфортабельного микрика - вы будете вспоминать наш транспорт в час пик с сердечной благодарностью.


Еще одно эволюционное звено между велосипедом и автомобилем - мотоцикл. На мотоциклах перемещается весь средний класс стран третьего мира. Если в Европе люди покупают семейный автомобиль - седан с прицепом - то здесь люди покупают семейный мотоцикл - и путешествуют на нем вдвоем с двумя детьми. А от вида некоторых розовых, украшенных цветами и стекляшками, бывалый нордический байкер будет много ночей подряд просыпаться в холодном поту.

Практически везде мотоциклы можно брать в аренду, в некоторых странах старый пропуск в библиотеку с фотографией может пройти в качестве водительских прав, в некоторых местах его вообще не спрашивают. Еще больше где мотоцикл можно просто купить: они стоят в больших супермаркетах рядом с садовыми тележками и пластиковыми ведрами - бери, вези на кассу, пробивай. Перед возвращением домой использованный мотоцикл можно продать, в зависимости от того, как долго и как активно вы его использовали, выйдет дороже или дешевле аренды.

Мотоциклы идеальны для перемещения по городским пробкам. В некоторых странах, например в Таиланде, это хорошо понимают, и во всех крупных населенных пунктах вы встретите мото-такси - мотоциклиста в форменной жилетке, который довезет вас, куда захотите, на заднем сиденьи своего мотоцикла. Хотя в самостоятельном использовании расходы на бензин и техническую поддержку мотоцикла ниже, чем автомобиля, мото-такси стоит дороже авто - и вы не жалеете об этом, когда с легкостью обгоняете все обычные машины на перекрестках и в пробках.

В сезон дождей не забудьте купить в том же супермаркете несколько компактных клеенчатых дождевиков - по одному на каждую сумку, которую вы носите - чтобы не забыть и чтобы в тон. Тогда единственное преимущество крытого транспорта - его водонепроницаемость - будет уже не так важна. А вернувшись домой, сразу же просушите туфли: ведь это еще одно важное средство передвижения, которое вам обязательно понадобится.


Ссылки по теме:

Википедия - онлайн-энциклопедия.
Кин-Дза-Дза - все о пепелацах и гравицапфах.
Новое желтое такси - раз уж мы упоминали Москву...


oxanna

другие / Перемещения

По морям, по волнам....
(опубл. 11 Февраля 2011)
Телепортация.
(опубл. 29 Декабря 2012)

 CTRL

Autobus vulgaris.
(опубл. 5 Марта 2008)
Самолетные сайты.
(опубл. 3 Марта 2008)

хочу туда!

комментарии /

()Уведомления об ответах будут приходить по указанному адресу.

© 2011 Оксана | кто это?