буддизм
фотографии
творчество
путешествия
кто здесь
RSS
поехали?
советы
карта
календарь

Перемещения / Едем поездом

(опубликовано 31.10.2007)

Полезная информация о поездах и электронных билетах на поезда в Азии, России и Европе, а также несколько советов путешественнику, который выбрал такой способ передвижения по планете. Индия - подробно, остальное кратко.

Ехать поездом имеет смысл только тогда, когда расстояние между городами приблизительно равно одной ночи, во всех остальных случаях быстрее и приятнее лететь самолетом, если только вы можете себе это позволить. Сторонники поездов обычно говорят о мифическом «посмотреть страну», но, если быть объективным, автостоп подходит для этой цели намного лучше.

Многодневные перезды поездом скучны и неоправданны. Гораздо интереснее разбить маршрут на несколько городов, перемещаясь преимущественно ночью, а днем - осматривая достопримечательности. Это больше подпадает под «посмотреть страну», чем 7 дней от Москвы до Владивостока. И какой бы хорошей ни была еда в вагоне-ресторане, в обычном ресторане она всеравно вкуснее.

Единственный поезд, который я могу рекомендовать: поезд в Лхасу. Шикарные виды за окном, постепенная адаптация к большой высоте и ни одной проверки тибетского пермита.

Жарким летом в плацкарте берите верхнюю полку: она лучше всего вентилируется открытым окном. В китайский сидячий вагон захватите пенку, ночью ее можно будет постелить на пол и относительно комфортно поспать, и не бойтесь почувствовать себя отщепенцем: в китайском сидячем вагоне так делают все. Если расстояние небольшое, денег на приличный билет всеравно нет, а страна более-менее цивилизованная, попробуйте отправиться автостопом. Это не только дешевле, но и быстрее. Однако в бедных странах этот способ перемещения становится невозможным - здесь с вас скорее всего будут просить эквивалент проезда на автобусе или даже больше, редкая удача встретить состоятельного человека на хорошей машине, на это не стоит рассчитывать.


Индия


Самая первая разводка, которая ждет свежеприбывшего туриста на вокзале в Дели - билет в нужный ему город по цене, превышающей реальную в 10 раз. Это возможно только потому, что цены на проезд в Европе на порядок выше индийских. А в Индии все очень дешево, и действительно дорого стоит только первый класс - аналог нашего спального вагона. Добраться же до официальной вокзальной кассы для туристов можно только лишь вооружившись непреклонной уверенностью, что эта касса есть, и находится в здании вокзала, а не через дорогу - как утверждают многочисленные советчики.

Если вдруг вы не можете купить электронный билет, сообщаю: туристическая касса в Делийском вокзале точно есть. Вам нужно пройти в главное здание и подняться на второй этаж, минуя лестницу, ведущую на платформы, кассу для местных и стоянку такси и авторикш. Но не забудьте с собой документы: туристические билеты продаются строго по паспорту. Билет будет обычным бумажным, только для вас, только на ваше имя.

Билеты по туристической квоте бывают доступны даже тогда, когда все сайты утверждают отсутствие мест, но это их единственное достоинство. Все остальное - проверка документов, невозможность купить билеты друзьям, необходимость ехать на вокзал во время работы специальных касс, часто очень небольшое, поиск этих касс в толпах индусов, которые так и норовят сбить тебя с пути истинного и завести в свое агенство, все это - сплошные недостатки. Если вы успеваете позаботиться о билете заранее, то, конечно, удобнее это делать через интернет.

Быстрая и надежно работающая справка доступна на сайте индийских железных дорог, но чтобы купить билет вам прийдется зарегистрироваться на IRCTC - этот сайт работает на порядок медленнее, иногда подвисает и регулярно закрывается на ночь.

Электронный билет удобнее всего: вы просто садитесь в поезд с распечаткой и паспортом. Паспорт спрашивают очень редко, только если проводнику нечего делать и хочется поразглядывать иностранный документ. Официально ехать по чужому билету нельзя, но скорее всего это направлено против индусов, которые не брезгуют ворованными кредитками, в случаее с европейцами понятно, что билеты они покупают себе сами.

В случае группового билета достаточно, чтобы паспорт с именем, совпадающим с данными в билете, был только у одного пассажира: если кто-то из ваших друзей изменил свои планы, не торопитесь отменять билет. Возможно, к вам захочет присоединиться кто-то еще.

В России у вас билет или есть, или нет, все просто и ясно. В Индии это не так, и у вашего билета может быть несколько разных статусов. Место может быть подтвержденным сразу (confirmed, в билете указан вагон и место), в листе ожидания (WL - waitlist) и резервация относительно отмены (RAC - reservation against cancellation).

Как все это работает? Сначала продаются все подтвержденные места, они отображаются в списке как доступные (avaliable), потом заполняется некоторое количество резерваций относительно отмены, а дальше начинается лист ожидания, практически бесконечный. Параллельно продаются различные специальные квоты - для военных, для женщин, для пожилых людей и для иностранных туристов, а за пять дней открывается возможность купить билеты по специальной, более дорогой квоте - tatkal. За четыре часа до отправления продажа всех билетов с местом прекращается и готовятся списки пассажиров, charts. Из оставшихся неиспользованных квот, а также из отмененных билетов определяются места сначала для RAC, а потом и для WL, сколько хватит. Меньше, чем за 4 часа до отправления, можно купить билет только в общий вагон. Не путайте индийский general с нашим сидячим вагоном - в индийском общем классе количество людей неограничено, пассажиры имеют право занимать каждый свободный сантиметр, включая пол, стены и подножки, и активно этим правом пользуются.

Проверить статус своего билета можно на сайте IRCTC в любое время (booked tickets, PNR status) или на вокзале непосредственно перед отправлением: просто показать билет одному из кондукторов или найти свое имя в списке пассажиров, который в какой-то момент вывешивается на платформе. Иногда билеты подтвеждаются раньше времени подготовки списков, а иногда не знаешь свое место до самого последнего момента.

Индийские железные дороги гарантируют проезд только пассажирам с подтвержденным местом и резервацией относительно отмены, все остальные остаются «за бортом» поезда. Электронные билеты, чей статус остался WL за 4 часа до отправления, отменяются системой резервации автоматически и деньги возвращаются вам на счет по общим правилам, поэтому даже и не пытайтесь сесть на поезд с электронным билетом в статусе листа ожидания. Если же у вас неподтвержденный бумажный билет, то кое-какой шанс остается - можно попытаться договориться с проводником и за дополнительную плату ехать на его месте или просто бомжевать с полки на полку, хотя в этом случае вероятность комфортного путешествия приближается к нулю. То же самое можно сказать и о попытках поменять на sleeper или AC обычный билет в общем классе: просто представьте огромные списки людей, которые ждут место в этом поезде, и вы все поймете.

Если вы едете с друзьями, кому-то место определилось, а кому-то нет, то вам без проблем позволят расположиться на полке вдвоем с другом. Это очень распространенная практика, именно поэтому индусов в поездах, особенно в недорогом слипер классе, бывает сильно больше чем мест. Часто сама система резервации определяет на одну полку двух пассажиров - для этого используются боковые нижние полки, которые раскладываются в два сидения.

Чтобы подвести черту подо всем, скажу, что с листом ожидания больше 20 для слипера, больше 10 для AC3 и больше 4 для AC2 лучше не связываться, особенно если вы покупаете электронные билеты за небольшое время до отправления. В этом случае лучше выделить из бюджета еще немного денег и приобрести tatkal. Если же вы покупаете билеты за месяц, а в статусе уже значится лист ожидания, то все может быть в порядке, какой бы порядковый номер у вас ни был: просто время от времени проверяйте PNR status. Возможно, за этот месяц билеты отменит с десяток-другой индусов, а, возможно, передумаете ехать и вы сами.

Классы вагонов
Если вы едете один и не слишком ограничены финансово, покупайте AC2Tier. Это наш обычный плацкарт, только со шторками и отменно работающими электрическими розетками. Можно завалиться на весь день с ноутбуком и GPRS-интернетом, не теряя ни минуты драгоценного времени.

Нечто наподобие нашего купе - First Class, стоит как самолет. Лучше лететь самолетом.

AC3Tier - хороший вариант, если вы едете компанией. Тот же плацкарт, но 3 полки вместо двух. Зато сбоку - только две, поэтому лучше всего брать боковую нижнюю. Ехать в купейной части неудобно из-за средней полки: если она разложена, то никто не может сидеть, если она не разложена, то полежать вам светит только на самой верхней, третьей полке. Розетки гарантированно будут в тамбуре или, если вагон новый, рядом с каждым окном.

Во всех классах окна есть только внизу, не стоит покупать билет на верхние полки, если вы хотите смотреть в окно. В AC окна затемненные, часто покрыты испариной между стеклами из-за перепада температур, поэтому впечатление об Индии составится очень мутное. Однако в любом вагоне можно выйти в тамбур и открыть дверь: подышать свежим воздухом, полюбоваться на страну и даже покурить, хотя официально курить в поезде строго запрещено.

В вагонах с кондиционером присутствует определенный сервис: проводник спрашивает, будете ли вы завтракать, обедать, ужинать и в определенное время приносит весьма качественный и даже не запредельно острый набор. Однако практически то же самое можно покупать и на многочисленных остановках.

Помимо более дорогих вагонов с кондиционером можно ездить обычным Sleeper class, но только не ждите никакого постельного белья, чистоты и сервиса. Все будет дешево и грязно. Грязно и очень колоритно: каждый путешественник должен хотя бы раз проехаться этим классом, чтобы действительно прочувствовать Индию. И пусть вас не слишком пугает отсутствие кондиционера: если поезд едет, а не стоит, то разницы почти нет. Меня лично больше пугали заклинатели змей с кобрами в корзинках.

Для оплаты вам понадобится банковская карта Visa или Mastercard, которой можно платить в интернете. В длинном списке всех способов оплаты выбирайте CITI PG, AXIS PG - далеко не все опции пропускают иностранные карты.

На короткие дистанции иногда бывают поезда с сидячими вагонами, с кондиционером или без кондиционера. Хотя обычные сидячие места достаточно дешевы, их ни в коем случае нельзя путать с самым дешевый классом - General, который доступен только в вокзальных кассах.

General class - полный хардкор и практика недвойственного восприятия. На то, что творится в вагонах общего класса, среднестатистическому европейцу обычно страшно даже смотреть, не говоря уж о том, чтобы зайти и попытаться найти себе место. Однако, если вы просыпаетесь утром, и понимаете, что сегодня надо срочно ехать куда-то, билетов уже давно никаких нет, а денег - последние 100 рупий, то это тоже вариант. Возможно, вы потом сможете доплатить начальнику поезда и пересесть на место получше или просто будете скитаться между полками в обычном слипере. А, возможно, неплохо проведете время в разговорах с каким-нибудь индусом. Единственный способ «удобно» сесть в General - найти багажную полку на которой сидит только один человек (или только два, если все совсем забито) и попроситься туда. Девушкам обычно не отказывают. Спать будете, свернувшись калачиком, или по очереди. Главное - не заходить по ошибке в вагон для военнослужащих! Если вы им понравитесь, они потом вас найдут и будут настоятельно просить вернуться, а это строго запрещено и чревато штрафом.

Отдельно хочется отметить определенный тип поездов, который называется Rajhani. Такие поезда присутствуют почти на всех направлениях и означают особенно качественный и быстрый поезд. Билеты на Rajhani дороже обычных, но ненамного - в проезд включено питание на все время путешествия. Sleeper class в таких поездах отсутствует.

Точность - вежливость махараджей
Индийские поезда опаздывают! Не советую сильно на это рассчитывать, добираясь до вокзала, однако лучше помнить об этом во время выбора поезда: поезд, начинающийся со станции отправления, лучше проходящего, хотя в Индии даже это не дает никакой гарантии. Особенно сильно опаздывают поезда с пометкой Mail. Как легко можно догадаться, это почтовый поезд, он останавливается на каждой достаточно крупной станции, чтобы разгрузить почту, и задержки практически неизбежны.

Если вы стыкуетесь с самолетом, оставляйте не меньше семи часов запаса на возможное опоздание, и, по возможности, выбирайте Rajhani. Такие поезда тоже опаздывают, но редко. Они имеют самый высокий приоритет: если несколько поездов отстаиваются между станциями, пропуская встречные поезда и ожидая проезда, то сначала отправят Rajhani, а потом уже все остальные.

Если у вас есть время и доступ в Интернет, то перед отправлением полезно проверить опаздывает ли ваш поезд на Train Enquiry. Поиск осуществляется по номеру и дате выезда из первого пункта пути. Не перепутайте дату! Если сайт говорит, что поезд приезжает на 20 минут раньше запланированного времени, не прельщайтесь, это может быть вчерашний поезд, который опаздывает на 23 часа 40 минут.

В самый последний момент
Если у вас нет времени или возможности планировать поездку заранее, вы, тем не менее, можете приобрести билеты буквально перед отъездом.

За пять дней открывается специальная квота под названием tatkal, вам нужно выбрать этот пункт при заполнении параметров поиска. В самом начале пятидневного зазора места на ваш поезд будут гарантировано, но, по мере приближения ко дню отправления, могут закончиться и они.

Такой билет будет стоить на 300 рупий дороже в классе с кондиционером и на 150 - в обычном слипере, но это не единственная дополнительная стоимость, которую вам, возможно, прийдется заплатить.

Если вы уже пробовали искать места по квоте tatkal, вы могли заметить, что на некоторые поезда система поезда выдает не отсутствие мест, не лист ожидания, а просто «not avaliable». Это значит, что между выбранными станциями такой квоты нет вообще.

Что же делать? Вам нужно посмотреть полный маршрут поезда от первой станции до последней. Только в очень редких поездах tatkal доступен между промежуточными станциями, в большинстве случаев эта квота открывается только на весь путь следования, и, соответственно, если вы хотите гарантированно уехать в нужный день, вам прийдется купить билет от самого начала до самого конца.

Звучит очень неэкономично, но на самом деле индийская система тарифов построена таким образом, что разница в стоимости билета на маршрут длительностью в полтора суток и только одну ночь будет не такой уж значительной, и в итоге вы переплатите не больше трети возможной стоимости.

Вначале найдите все поезда на нужную дату между вашей станцией отправления и прибытия, потом запомните номер и название поезда, который вам подходит, и скопируйте из расписания точную транскрипцию первой и последней станции. Эти данные нужно будет ввести в следующий поиск, чтобы посмотреть наличие пятидневной квоты.

При покупке и поиске будьте очень внимательны с датами: если вы покупаете билет на поезд, который выезжает из Калькутты вечером одного дня, а садиться на него собираетесь только в Гайе на следующий день, то указывайте соответствующие даты при поиске - на день раньше. Здесь очень легко запутаться и приобрести место позже, чем нужно, но вам поможет пункт boarding station - станция посадки - который появится на странице, где указываются имена пассажиров. Здесь обязательно нужно выбрать именно ту станцию, на которой вы собираетесь сесть на поезд.

Это важно не только для того, чтобы вы могли увидеть на странице резервации и в уже купленном билете точную дату и время отправления, но и для того, чтобы проводник не подумал, что вы просто опоздали на поезд, и не отдал ваше место следующему пассажиру из листа ожидания.

Помните, что в больших городах типа Дели, Бомбея или Калькутты - несколько вокзалов. Если при поиске обычных билетов система резервации сама объединяет вокзалы города, выдавая результаты по ним всем вместе, то, чтобы квота tatkal стала доступной, нужно ввести название именно того вокзала, с которого отправляется интересующий вас поезд.

Также помните о том, что резервация мест закрывается за четыре часа до отправления поезда и немного раньше, если отправление попадает на ночные или утренние часы. А если поезду, на который вы покупаете билет, ехать с начальной станции до вас еще сутки, то и купить билет на него вы сможете только за сутки и четыре часа - согласно времени отправления с начальной станции.

Отмена билетов
Отменить билеты, купленные в интернете, очень просто. Вам нужно пойти на страницу booked tickets - забронированные билеты, выбрать из списка нужный билет и отменить его весь или только некоторых пассажиров. Деньги вернутся на банковский счет, к которого вы его оплачивали, приблизительно через неделю, вы потеряете банковскую комиссию и 60 рупий за класс с кондиционером, 40 - за класс без кондиционера.

Деньги за билеты возвращаются всегда, даже если не загрузилась страница с суммой возврата. Просто проверьте статус места - напротив имени пассажира должна появиться надпись can/mod.

Если вы не успели отменить билет за 4 часа до отправления поезда, у вас всеравно есть шанс вернуть какую-то сумму, хотя сделать это будет уже не так просто и быстро. Вам нужно отправить точные данные резервации - название поезда, его номер, имя пассажира и место, а также номер брони (PNR number) по адресу etickects@irctc.co.in. Какая-то часть суммы, в этом случае сильно меньшая, вернется на ваш счет через какое-то время, как говорится на сайте, до 90 дней. Отправить этот емейл надо как можно скорее, сумма возврата зависит от того, сколько километров поезд успел проехать без вас, а по истечении трех суток вы гарантированно не сможете вернуть уже ничего.

Схема отмены бумажных билетов точно такая же, только в вокзальной кассе. Единственное отличие: в случае опоздания вы получаете возврат сразу, а не ждате неопределенное время.

Ссылки по теме:

Схема железных дорог - наметить маршрут.
Indian Rail - общий сайт Индийских железных дорог (по-английски)
IRCTC - система онлайн-бронирования (по-английски)
TrsinEnquiry - проверка актуального времени прибытия вашего поезда (по-английски)
Индостан.ру - подробно о поездах в Индии и об Индии вообще.


Россия


Еще совсем недавно Россия была чуть ли не единственной страной в мире, где электронный билет стоил дороже, чем бумажный. Но психология совка постепенно сдает свои позиции, и руководство РЖД отменило пятидолларовую комиссию за покупку билета в сети. Тем более, что билеты никогда и не были полностью электронными: в интернете можно только зарезервировать и оплатить место, но самую главную бумажку всеравно прийдется получать в специальной кассе на вокзале, стоять в очереди и тратить время на поездку. Также вас скорее всего попросят предъявить карточку, с которой производилась оплата, и если окажется, что она не на ваше имя, могут быть проблемы.

Более удобный и человечный способ покупки ЖД билетов в сети предлагет Универсальную финансовую систему: придется потратить немного времени на регистрацию своей банковской карты, и билеты можно получить не во всех городах России, зато вы забираете уже готовый билет в конвертике: ровно за одну минуту и без лишних вопросов. К сожалению, комиссия за услуги у них осталась прежней. Решайте сами, хотите ли вы доплачивать за быстроту и удобство.

Сама идея путешествия по России поездом вызывает немало сомнений: нынешние цены на проезд в купе приближаются к ценам перелета бюджетными авиалиниями, а если покупать билет на самолет сильно заранее, то можно улететь практически по цене плацкарта, даже не смотря на постоянно растущие тарифы и топливные сборы.

Ссылки по теме:

РЖД - Российские железные дороги.
UFS - Универсальная финансовая система.
S7 - одна из бюджетных авиакомпаний.
Ту-Ту! - удобный поиск по станциям.


Европа


Европейские поезда предельно комфортабельны, но и крайне дороги. Рекомендую ездить автостопом или летать. Дешевых поездов в Европе, кажется, уже не осталось, не спасают даже специальные проездные и студенческие скидки, зато появилось огромное количество дешевых авиакомпаний.

Ссылки по теме:

RailEurope - Европейские железные дороги (по-английски)
SkyScanner - база данных бюджетных авиаперелетов


Другие страны


Системы электронной резервации билетов, конечно же, есть не только в России, Европе и Индии. В той стране, куда вы собрались, они тоже могут быть, а если это достаточно современная страна, то скорее всего и будут. Перед тем, как направиться в агенство или сорваться из уединенного бунгало на далекий вокзал, имеет смысл хорошенько поискать в Google. И только если вы ничего не нашли или нашли большой сайт на непонятном языке без всякой возможности переключения, то можно прибегнуть к более традиционным способам.

И помните: советские поезда - самые поездатые поезда в мире! Я еще не успела побывать во всех странах, но все, что мне довелось попробовать, было на порядок лучше и комфортабельнее «родного» сервиса.

Ссылки по теме:

KTMB - Малайзия и Сигапур, расписания и онлайн-бронирование.
State Railways of Thailand - покупка онлайн билетов за 3 дня, только кондиционер.
Rail Shop - какое-то агенство, много ссылок.


oxanna

другие / Перемещения

Самолетные сайты.
(опубл. 3 Марта 2008)
Введение в автостоп.
(опубл. 1 Марта 2008)

 CTRL

другие / Жизнь

Минимальный набор вещей.
(опубл. 14 Ноября 2013)
Вкусности в Латинской Америке.
(опубл. 24 Февраля 2013)

хочу туда!

комментарии /

()Уведомления об ответах будут приходить по указанному адресу.
Другие комментарии к этой записи можно найти в Livejournal.

© 2011 Оксана | кто это?